Никто и не ожидал, что ситуация коренным образом изменится в течение суток после преждевременной передачи власти иракцам, особенно в свете нарастающей волны насилия в стране.
Однако сам факт передачи власти за два дня до объявленного срока имеет символическое значение и большой моральный резонанс: с одной стороны, это ставит иракцев перед большой ответственностью, а с другой — показывает, что коалиция придерживается графика осуществления политического процесса, что служит делу установления стабильности в Ираке.
Без сомнения, вскоре разгорится спор о том, насколько реален этот суверенитет в условиях продолжающегося присутствия иностранных войск в Ираке и учитывая их роль в обеспечении безопасности. Будут спорить и о легитимности нынешнего правительства и его способности противостоять волне насилия при незавершенном процессе формирования государственного аппарата, особенно органов безопасности. Этот спор уместен, однако главным остается вопрос: а имеется ли альтернатива?
Совершенно очевидно, что срочная эвакуация иностранных войск из Ирака может привести лишь к анархии, росту терроризма и распространению его в соседних странах. Также совершенно очевидно, что будущее иракского государства и его процветание зависит от иностранной экономической и политической помощи, прежде всего для того, чтобы расплатиться с долгами и репарациями, которые могут на целые десятилетия лишить иракскую экономику возможности развиваться, а также для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в страну.
Это означает, что Ирак останется под оккупацией не потому, что народ принимает ее, а потому что необходимо постепенно сокращать ее сроки и масштаб путем заключения соглашений между иракским правительством, как нынешним переходным, так и следующим, и войсками коалиции. А это предполагает создание соответствующего климата для перехода всей полноты власти в руки иракских властей.
Отсюда вчерашняя передача власти представляет собой начало периода ответственности иракцев за исправление ситуации в области безопасности, осуществления проектов восстановления жизненно важных объектов, обеспечения сферы обслуживания, решения проблем безработицы и т.д.
Иракское правительство не сможет сделать этого в одиночку, оно нуждается в поддержке различных сил иракского общества, которым следует на время забыть противоречия или, по крайней мере, не превращать их в препятствие на пути построения государства, проведения всеобщих выборов и в то же время противостоять силам, старающимся помешать строительству нового Ирака. Что же касается иностранных войск, то они могут помочь иракскому правительству, передав вопросы обеспечения ежедневной безопасности иракской полиции и спецслужбам и обеспечив их необходимым снаряжением с тем, чтобы не раздражать иракскую улицу присутствием иностранных военнослужащих в переходный период до проведения всеобщих выборов.