Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Благодаря нефти и газу на российский Дальний Восток потекли японские деньги

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Капиталы из Страны Восходящего Солнца вновь пересекают Японское море - на российский Дальний Восток обрушился поток инвестиций. Большую часть прошедшего десятилетия Япония наблюдала со стороны, как Китай и Южная Корея осваивают богатые природными ресурсами, но страдающими от дефицита капитала дальневосточные области России. Однако в прошлом году, в основном благодаря

Порт Восточный, Россия. - Далеко внизу, на дне громадного сухого дока, посреди леса стальных арматурных стержней, сотни рабочих в оранжевых комбинезонах и строительных касках сооружают бетонные фундаменты для двух нефте- и газодобывающих платформ - скоро они вырастут до высоты двадцатиэтажного дома.

'Участие японцев очень велико', - сказал мне Дэвид Дж. Грир (David J. Greer), руководитель проекта 'Sakhalin Energy Investment Company', в понедельник, незадолго до официальной церемонии открытия сухого дока - одного из элементов проекта стоимостью в 150 миллионов долларов, осуществляемого в этом порту.

Две японские компании - 'Mitsui & Company' и 'Mitsubishi Corporation' - владеют в общей сложности 45% акций 'Sakhalin Energy'. Четыре японские энергетические и газовые компании подписали долгосрочные соглашения о закупке сжиженного природного газа из России, обеспечив тем самым судьбу проекта стоимостью в 10 миллиардов долларов.

Капиталы из Страны Восходящего Солнца вновь пересекают Японское море - на российский Дальний Восток обрушился поток инвестиций. Большую часть прошедшего десятилетия Япония наблюдала со стороны, как Китай и Южная Корея осваивают богатые природными ресурсами, но страдающими от дефицита капитала дальневосточные области России.

Однако в прошлом году, в основном благодаря инвестициям в сахалинские энергетические проекты, Япония превратилась в крупнейшую страну-инвестора в этом регионе. Вложив 820 миллионов долларов - в основном в сахалинские месторождения - Япония далеко обогнала ближайшего соперника - США, чьи показатели за аналогичный период были куда скромнее: всего 100 миллионов.

Одновременно, за прошлый год объем российско-японской торговли вырос на 42%, причем японский экспорт увеличился почти вдвое.

Многие руководители японского бизнеса 'обожглись' в России в первые 'пограничные' постсоветские годы, после чего они обозначили эту страну 'красными флажками', предпочитая становиться в очередь инвесторов, желающих вложить капиталы в Китае. Теперь они переосмысливают вопрос об инвестиционной привлекательности России.

'Более 10 лет назад японские инвестиции в российский Дальний Восток были довольно распространенным явлением, но во многих случаях это кончалось неприятностями, так что японские компании начали выводить свои капиталы', - отмечает Тосикацу Эндо (Toshikazu Endo), консультант по России, работающий на Keidanren (Японскую федерацию бизнеса). В прошлом месяце он возглавил делегацию Keidanren, посетившую Хабаровск, один из крупнейших городов региона, и теперь заявляет: 'Россияне начали вновь обращать внимание на японские товары'.

В течение ста лет, с тех пор как Япония победила Россию в войне 1904-1905 гг., отношения между двумя странами отличались напряженностью. Тихоокеанское побережье России буквально усеяно укреплениями, сооруженными для отражения японского нападения. Но после того, как в Китае начался экономический подъем, Россия испытывает все большее беспокойство за будущее дальневосточного региона - по площади он составляет 36% территории страны, но проживает там лишь 5% ее населения.

В результате этого геополитического сдвига с экономическими последствиями, японцы в азиатской части России вдруг превратились в 'любимых азиатов'. Ради поощрения туризма и инвестиций, губернаторы из этого региона лоббируют в Москве вопрос о предоставлении японским гражданам права безвизового въезда на Дальний Восток.

17 июля компания 'Владивосток Авиа' вводит еженедельный рейс до Токио, через Японское море - это будет первая регулярная авиалиния, соединяющая Токио с российским Дальним Востоком.

'Нас посещает все больше и больше японских делегаций, - заявил мне во Владивостоке Виктор В. Горчаков, вице-губернатор Приморского края, отвечающий за международное экономическое сотрудничество. -Представители 'Sumimoto', 'Mitsui' и 'Mitsubishi', говорят нам, что ищут новые возможности для расширения своей деятельности'.

Япония, получающая 85% потребляемой в стране нефти с Ближнего Востока, стремится диверсифицировать поставки.

'Сахалин, имеющий обильные запасы природного газа, находится прямо у нашего порога, - отметил президент 'Toho Gas' Тоситака Хаякава (Toshitaka Hayakawa) в заявлении, где излагались причины, по которым его фирма, вслед за тремя другими японскими компаниями, подписала долгосрочный контракт на закупку сахалинского газа. - А завод 'Sakhalin Energy' будет располагаться от нас всего в нескольких днях пути по морю'.

Помимо крупных инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалина - для Японии их объем уже составил 5 миллиардов долларов - другим детищем этого экономического сближения может стать трубопровод протяженностью в 2500 миль и стоимостью в 10 миллиардов долларов, соединяющий нефтяные месторождения к западу от озера Байкал с этим современным портом [т.е. портом Восточный в Находке - прим. перев.], где расположен грузовой терминал Транссибирской железнодорожной магистрали.

Еще год назад планировалось, что нефтепровод пройдет по более короткому и дешевому маршруту - в Китай. Но японцы энергично вмешались в ход событий, предложив оплатить большую часть расходов на сооружение нефтепровода. И сегодня региональные лидеры стали главными 'ходатаями' Японии в Москве.

'Этот нефтепровод станет Транссибирской магистралью двадцать первого века', - заявил в ходе недавнего визита в Японию губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, имея в виду его влияние на экономическое развитие региона.

После церемонии ввода в строй сухого дока в Восточном губернатор Приморского края Сергей М. Дарькин заявил репортерам, что его администрация разрабатывает планы строительства нефтехимического завода поблизости от трубопровода.

Президент России Владимир Путин пока не сделал официального заявления о маршруте будущего нефтепровода, отчасти из опасения обидеть Китай.

'Китайцы вроде как уже примирились с тем, что с нефтепроводом дело не выгорит', - заметил, выступая на энергетической конференции в Японии, директор Центра международной энергетической безопасности при пекинском университете Ренмин Даоцзиен Чжа (Daojiong Zha).

План поддержал ряд российских чиновников. Представители 'Транснефти' - государственной компании по эксплуатации российских трубопроводов - выразили надежду, что оценка эффективности проекта будет завершена уже к концу этого года.

На прошлой неделе Хацухиса Такасима (Hatsuhisa Takashima), начальник пресс-службы министерства иностранных дел Японии, заявил в Москве журналистам: 'Япония возлагает большие надежды на строительство этого трубопровода и эксплуатацию нефтяных месторождений в Восточной Сибири'.

Возможно, г-н Путин приберегает свое заявление до очередного визита в Токио, который должен состояться зимой. Эта поездка совпадет со 150й годовщиной подписания первого договора о торговле и дружбе между Россией и Японией.

Учитывая, что у них есть всего полгода, чтобы закончить дело, дипломаты обеих стран работают над соглашением о 'спорных территориях' - четырех островах, которые Сталин захватил у Японии в последние дни второй мировой войны. Из-за этого вопроса две страны не смогли после окончания войны заключить мирный договор, а многие японские бизнес-менеджеры буквально шарахаются от всего, что связано с Россией.

В то же время японские компании готовят крупные сделки, чтобы объявить о них в Токио: они надеются освятить свои проекты мощным авторитетом президента Путина.

После того, как в прошлом году 'Toyota Motor Corporation' втрое увеличила объем продаж автомобилей на российском рынке, президент 'Toyota' Фудзио Чо (Fujio Cho) заявил, что компания в ближайшем будущем намерена развернуть производство автомобилей в самой России. Россияне, чья покупательная способность за пять лет стабильного экономического роста увеличилась, вновь обратили внимание на японские товары: они считаются более дорогими, но и более качественными, чем аналогичная продукция, сделанная в Китае и Корее.

В прошлом году фирма 'Kirin Brewery Company' втрое увеличила экспорт пива в Россию. Еще одна японская корпорация - 'Nisso Boeki Company' - открыла здесь первый 'пятидесятирублевый' магазин, где товары - в основном писчебумажная продукция и посуда - продаются по цене, эквивалентной примерно 1 доллару 75 центам. Фирма планирует открыть в России еще 18 подобных магазинов с льготными ценами.

'CSK Venture Capital Company' избрала другой путь - она подыскивает российскую компанию для покупки. Обладая стартовым капиталом в 20 миллионов долларов, этот инвестиционный фонд присматривается к двум десяткам недавно созданных российских фирм, специализирующихся на информационных технологиях.

Несмотря на расширение двусторонней торговли, критики отмечают, что оно началось с крайне низкой стартовой отметки.

'Хотя торговля обнаруживает тенденцию к росту, сегодняшние показатели российско-японской торговли составляют одну двадцатую от объема японо-китайской торговли и лишь сороковую часть товарооборота между Японией и США, - отметила в пятницу на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути (Yoriko Kawaguchi). - Двусторонняя торговля по-прежнему остается на сравнительно низком уровне. На мой взгляд, это ненормальная ситуация'.