ОЭСР приходит к выводу о сохранении в России существенного потенциала экономического роста. Однако предпосылками для него являются бережливая экономическая политика и дальнейшее реформирование государства и экономики.
По мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), перед Россией после этапа активного экономического роста последних пяти лет стоят две проблемы. Прежде всего должна быть уменьшена большая зависимость от сырьевого сектора, в первую очередь от нефти, газа и металлургии. Одновременно необходимо обеспечить проведение структурных реформ, которые сделают привлекательными для инвесторов другие отрасли экономики. Россия благодаря успехам на этих двух направлениях способна обеспечить долгосрочный экономический рост, могущий относительно быстро довести жизненный уровень российского населения до показателей стран ОЭСР. До той поры, пока будет сохраняться зависимость от сырьевого сектора, российская экономика останется в большой зависимости от ситуации за рубежом. В то же время должен быть радикально реформирован в силу своего экономического значения сырьевой сектор. Это касается, прежде всего, газовой промышленности, которая важна и для самой страны, и с точки зрения экспорта. Без проведения реформ эта отрасль окажется под угрозой стагнации.
Хорошая бюджетная дисциплина
Со времени кризиса 1998 года темпы экономического роста в России превзошли ожидания. Реальный валовой внутренний продукт увеличивался в период 1999-2003 годов в среднем на 6,7% в год. Реальные доходы были заметно выше предкризисного уровня, а уровень безработицы сократился с 13 до 8%, что несколько лучше, чем в среднем по европейским странам ОЭСР в настоящее время. В качестве одной из главных причин мощного экономического роста ОЭСР, в которую Россия (пока) не входит, называет финансовую политику. С 1990 года (так в тексте. - Прим. пер.) сохраняется профицит государственного бюджета. Этому способствовали не только рост цены на нефть, но и сдержанная политика в сфере расходования средств. Поддержание высокой финансовой дисциплины, с учетом зависимости России от сырьевых ресурсов, имеет неоценимое значение. Соответственно приветствуется, с точки зрения ОЭСР, создание стабилизационного фонда. Кстати, фонд должен быть крупнее с тем, чтобы бюджет в достаточной мере был гарантирован от колебаний цены на нефть.
Неэффективные органы власти
Высокие темпы экономического роста и большой экономический потенциал не устраняют все еще существующую потребность в реформировании экономики и государства. Эффективность экономики может быть значительно повышена благодаря реструктуризации крупных государственных монополистов в газовой промышленности, в электроэнергетике, в банковском секторе в сочетании с созданием правовых и регулирующих рамок, активной конкуренцией и эффективным надзором. Однако цели структурных реформ не будут достигнуты без соответствующей независимости, повышения эффективности и ответственности судов, органов управления и других государственных учреждений. ОЭСР опасается, что государство без проведения административной и судебной реформы само будет оставаться тормозом на пути экономического роста, и называет в качестве одной из нерешенных проблем недостаточную настойчивость в реализации уже принятых законов. Прогресс блокируют коррупция, неэффективность и слабость государственного управления, а также нечетко оговоренные права собственности. Произвол в исполнении функций государственной власти по-прежнему представляет собой одну из главных угроз для прав собственности и развития предприятий.