Единственным решением, которое может завершить польско-российскую войну за свободу плавания на Вислинском заливе, является строительство канала через Вислинскую косу.
'Надо ставить очередные условия и требования, и после того, как их выполнят, придумывать новые. А когда уж и они будут выполнены, надо ставить такие, которые выполнить невозможно. Тогда можно без проблем заявить, что другая сторона не соглашается на компромисс'. Такие указания давал советским переговорщикам с польскими властями Григорий Чичерин, комиссар в правительстве большевиков. Дело было в феврале 1919 года. Прошло 85 лет, но россияне все таким же способом ведут переговоры - на этот раз по проблеме Пилавского пролива.
Гмины (местные территориальные образования - прим. пер.) расположенные на Вислинском заливе, Эльблонгском канале и на Мазурах шантажируются Россией уже несколько лет. Каждый год россияне угрожают прекратить польское движение через пролив. Один раз по причине охраны российских военных секретов, в другой раз - в связи с борьбой с контрабандой, еще раз - по причине охраны экономических интересов Калининградской области. А Пилавский пролив это единственный выход из залива в открытое море. Только этой дорогой могут выйти в море моряки из Эльблонгского канала и мазурских озер. Сюда приходят корабли с 'дьюти-фри шопами' на борту. Ежи Латала, председатель Гданьского судоходства, судна которого плавают в Калининград, в поведении россиян видит старое правило: не давать другой стороне ясный сигнал, о чем на самом деле идет речь - а привести в такое состояние, чтобы та не чувствовала себя уверенно. Польским приморским гминам уже надоела такая игра, и они решили реализовать проект постройки канала через Вислинскую косу. Россияне сразу стали утверждать, что Польша хочет довести ситуацию до экологической катастрофы. И как в коммунистические времена сейчас тоже с польской стороны нашли левых идиотов (так называемых экологов), которые подхватили эти аргументы.
За, и даже против
Самый новый этап войны за Вислинский залив и Пилавский пролив начался с того, как в июне сего года россияне захотели, чтобы туристы, прибывающие в Калининград на 'дьюти-фри' суднах, сходили на берег (полгода назад россияне запретили польским суднам входить в российские порта, делая невозможным выход на берег). И это недостаточно - захотели, чтобы у пассажиров, которые не планируют сходить на берег, были российские визы. Мацей Роплевски из фирмы 'Baltic Getaway', которая организует рейсы 'дюти-фри', замечает, что россиянам не мешает факт, что их очередные требования противоречат друг другу и часто бывают абсурдными. Ведь пассажиры 'дьюти-фри' судов не собираются посещать русские города, они едут сделать покупки на борту. Польская сторона согласилась на российские условия, но, несмотря на это, через неделю движение польских судов в Пилавском проливе и на Вислинском заливе прекратилось.
'Пролив лежит в наших территориальных водах и применяется к нему наше внутреннее право. Для польских судов, по договору от 1946 года, делаем исключение. Главной причиной прекращения плавания были повторяющиеся случаи захода в наши воды так называемых пьяных судов (ведущих беспошлинную торговлю). Мы хотели урегулировать вопрос беспошлинной торговли, но польская сторона в последний момент отказалась', - говорит 'Впрост' Николай Захматов, торговый представитель РФ в Польше. 'Россияне неправильно интерпретируют тексты договоров. Нарушают правила, а это отрицательно сказывается на наших предпринимателях. Мы нажимаем на них, чтобы движение в Вислинском заливе происходило по прежним правилам', - отвечает Богуслав Маевский, пресс-секретарь польского МИД.
Шах Сталина
Конфликты вокруг Пилавского пролива и плавания в Вислинском заливе продолжаются уже 60 лет. В 1946 году Сталин решил, чтобы граница с Польшей разделяла Вислинскую косу - ее мыс отошел к русским, а это обозначало присоединение пролива к внутренним водам СССР. Сталин сделал так, чтобы из Калининградской области получилась большая военная база. Разделив Вислинскую косу, подписан был и договор о свободе плавания через Пилавский пролив для судов под польским и советским флагом. Но для польской стороны свобода осталась исключительно на бумаге. В 50 гг. власти ПНР хотели получить обратно мыс косы, предлагая взамен приграничные территории в Бещадах - в районе Старой Пасленки. Все закончилось строгим выговором Москвы.
Только после распада СССР в 1990 г. начались разговоры об открытии Пилавского пролива. С целью улучшить атмосферу этих переговоров организовывались регаты и рейсы дружбы. Как говорит Юлиан Колтоньски, председатель морского порта в Эльблонге, получилось так, как всегда - россияне согласились открыть пролив для туристического движения, но противились заходу в залив судов и яхт под другими флагами. В последующие годы - уже не хотели слушать никаких аргументов.
'Польская сторона хочет разрешить яхтам, прежде всего яхтам под флагами третьих стран, например, принадлежащим шведским миллионерам, войти в Вислинский залив', - недавно объяснял в польском Сенате Николай Афанасьевский, посол России в Польше. И спрашивал: кто углубит фарватер, кто даст деньги? Мацей Романовски, заместитель старосты Эльблонга, считает, что говорить о необходимости углубления фарватера не имеет смысла, потому что он достаточно глубок. 'Россияне хотят держать нас в постоянном страхе и решениями, касающимися пролива, добиваться различных уступок. Сначала дело шло о строительстве так называемой 'берлинки', то есть автострады, соединяющей Калининград с Берлином. И получилось: строительство идет на всех парах. Закончится в будущем году. У меня нет никаких сомнений, что сейчас они поставят какие-то новые требования', - говорит Романовски. Россияне могут повредить прежде всего Эльблонгу. Еще в этом году должно начаться строительство морского порта, ориентированного на заграничных гостей, паромы и яхты. Если россияне оставят в силе запрет на заход суднам под чужим флагом на польскую часть залива, инвестиции в Эльблонге будут лишены смысла.
Спасательный канал
В 1983 г. профессор Тадеуш Еднорал составил проект строительства канала через Вислинскую косу. Это была бы самая короткая дорога с мазурских озер, Эльблонга и Пилавского поозерья до Гданьской бухты. По словам профессора Еднорала, инвестиции должны были экономически оживить территорию залива. Идею инициировали войты и бургомистры расположенных в заливе гмин. В 80-ые годы правительство Войцеха Ярузельского не думало о реализации проекта, опасаясь реакции россиян.
Канал должен был быть построен в местности Сковронки в гмине Штутово (1,5 км длины, 6 м глубины и 80 м ширины - его разделял бы шлюз, охраняющий залив перед высоким подъемом воды во время шторма). Проплыть его можно было бы за 20 минут. Стоимость - почти 200 миллионов злотых. Профессор Еднорал считает, что годовая прибыль от сборов, обслуживания судов и торговли составила бы минимально 30 миллионов злотых. Расходы окупились бы за 7 лет. 'Самоуправления теоретически заинтересованы в строительстве канала, но на практике не участвуют в этом, так как их срок полномочий заканчивается раньше, чем строительство. А людям в гминах хочется сейчас тротуаров, воды в кранах, а не канала - через несколько лет', - говорит профессор Еднорал.
В 2003 г. проектом заинтересовалось руководство города Эльблонг. Для региона, где уровень безработицы составляет 30%, построить новый канал - это, одновременно, шанс на новые места работы в туризме. Эльблонгский заместитель старосты Мацей Романовски уговаривает воевод приморских воеводств и Министерство инфраструктуры Польши, старается также получить средства у ЕС (Брюссель уже финансирует модернизацию Эльблонгского канала). Ивона Тубурска, войт Штутова, заверяет, что благодаря строительству канала появились бы небольшие приморские кемпинги, отели и рестораны. Члены самоуправления считают, что россиян надо поставить перед свершившимся фактом, потому что только такие аргументы убеждают.