Неудивительно, если в эти дни в брюссельских кабинетах европейских чиновников под звуки открываемого шампанского звучали тосты за здоровье украинского президента. Ведь могущественный и непрозрачный президент Украины Леонид Кучма сделал своеобразный подарок ЕС, объявив, что его страна больше не стремится к вступлению в Европейский Союз (и в НАТО).
Ответ на политику пустых обещаний ЕС
До сих пор членство в этих организациях было официальной стратегией Украины, утвержденной президентом и парламентом страны. Сейчас Кучма вычеркнул эту цель из национальной Военной доктрины. Это стало ответом на политику пустых обещаний, проводимую Евросоюзом, который, с одной стороны, говорил о невозможности вступления Украины в ближайшей перспективе, а с другой не исключал такое вступление в будущем, проводя, что называется, 'политику наполовину открытых дверей'.
В этом смысле самоличное решение украинского президента, полномочия которого истекают в ноябре текущего года, принесло Брюсселю некоторое облегчение. В создавшейся ситуации ЕС, если, конечно, после президентских выборов решение Кучмы снова не будет пересмотрено и не произойдет еще одной смены политического курса, может проводить в отношении Украины политику Европейского соседства, над концепцией которой уже шаг за шагом работает Европейская комиссия. Такая политика предусматривает добрые и тесные отношения без членства в ЕС.
Но главный вопрос состоит в том, насколько такая политика подходит для самой Украины. В основе политики Европейского соседства должна лежать постепенная интеграция 'новых соседей' во внутренний рынок ЕС. Но при этом никто не знает, каким образом это должно происходить. Основным условием такой интеграции является предоставление прав члена сообщества. Именно таким путем Норвегия, Исландия и Лихтенштейн получили экономическое членство в ЕС, но для Украины подобная перспектива - вопрос далекого будущего. А, не приняв на себя подобных обязательств, страна, вряд ли сможет принимать участие в процессах, происходящих на внутреннем рынке ЕС.
Мнение автора
Украина больше не стремится к членству в ЕС и НАТО. Вместо этого она объявила о намерении расширять сотрудничество с Россией. Таким образом, у ЕС, как кажется, стало одной проблемой меньше, т.к. Брюссель, с одной стороны, не хотел обижать Киев, а с другой не мог дать никаких конкретных обещаний по поводу сотрудничества и, тем более, предоставления членства.
ЕС уже работает над концепцией политики соседства. Но Украина слишком велика и важна, чтобы ее просто передать в сферу влияния России, становящейся все более авторитарной. ЕС было бы полезным стратегическое партнерство с Россией, считает социолог д-р Эккарт Д. Штратеншульте (Eckart D. Stratenschulte), глава Европейской академии в Берлине, преподаватель факультета политических и социальных наук Свободного Берлинского университета.
Политика европейского соседства ориентирована на все восточноевропейские государства, не являющиеся членами ЕС, а также на страны южного побережья Средиземного моря. Возникают аналогии, вызывающие обиду у более крупных государств. Россия уже четко дала понять, что политика европейского соседства не представляет для нее никакого интереса, и что она не позволит ставить себя на одну доску с Тунисом. Гораздо большее значение она придает 'стратегическому партнерству' с ЕС, концепция которого, как ожидается, будет готова к осени.
Украине тоже кажется, что приравнивание к Молдове или Марокко не соответствует ни статусу страны, ни ее потенциалу, ни амбициям. Поэтому смену курса, произошедшую непосредственно после встречи Кучмы с президентом России Путиным в начале этой недели, следует рассматривать не только как подарок московскому покровителю, но и как демонстративный выпад в сторону ЕС.
Главный вопрос не решен
То, что Украина отвернулась от ЕС, может принести Брюсселю кратковременное облегчение, тем более что Леонид Кучма и его окружение для европейских чиновников не самые желанные партнеры по переговорам. Однако это не дает ответа на главный вопрос: Как нам быть с этой важной страной?
Осторожно авторитаризм!
Хоть современная Украина и не является реальным кандидатом на вступление в ЕС, ее судьба не может быть нам безразлична. Только слепцы не видят, что авторитаризм в России все еще сохраняется и даже усиливается, и что нет никаких гарантий, что страна и в дальнейшем сохранит свою нынешнюю готовность и способность к международному сотрудничеству. То, что Киев позволяет втягивать себя в российскую интеграционную воронку, только усугубляет ситуацию. Тем более, что Украина гораздо ближе к формированию политически ангажированного гражданского общества, чем Россия.
В любом случае президентские выборы на Украине будут более интересны, чем российские, т.к. там сильная оппозиция, которая в состоянии выставить хотя бы одного достойного кандидата. Без сомнения, Украина ближе к Европе, чем Россия.
В этом отношении указ Кучмы означает крах не только украинской, но и европейской стратегии. Новый состав Европейской комиссии и президентские выборы на Украине в этом году дают возможность исправить эти ошибки и предложить Украине нечто большее, чем одинаковый статус с Беларусью.
Стратегическое партнерство необходимо
Здесь 'стратегическое партнерство', в том виде в каким оно предусмотрено политикой Европейского соседства, с добавлением некоторых формальностей, которые позволили бы партнеру сохранить свое лицо, действительно могло бы принести бы пользу. Другими словами, Леонид Кучма не решил проблем ЕС, а лишь указал на одну из них.