Эндрю Джек (Andrew Jack) абсолютно прав в том, что решение чеченской проблемы требует 'ужесточения мер безопасности, установления двусторонних отношений и увеличения объема помощи', но в связи с этим возникает вопрос: для какой цели? (см. 'Комментарии и анализ', 7 сентября 2004 г.) Чечня, несомненно, имеет право на самоопределение ввиду того, что уже объявляла независимость при распаде Советского Союза, так и не подписала в 1992 г. Федеративный договор о создании Российской Федерации и не принимала участие в референдуме, посвященном ратификации Конституции Российской Федерации 1993 г. Правовых оснований для силового присоединения Чечни к Российской Федерации просто не существует.
Заведомо считается, что независимая Чечня рискует стать несостоявшимся государством. При помощи эффективных и целенаправленных действий кремлевское руководство может предотвратить это, например, подписав международное соглашение, предоставляющее законные гарантии безопасности и защиты русского и других национальных меньшинств, проживающих на территории республики.
Если бы в конце первой чеченской кампании Аслан Масхадов, лидер чеченского восстания, получил от России обещанную (и одобренную российскими законодательными органами) помощь, предназначенную для реконструкции Чечни, сегодняшние проблемы в республике не выглядели бы такими непреодолимыми.
Российская политика управления Чечней с позиции силы не стоит лишних жертв со стороны российского (и чеченского) населения. Несмотря на свои нефтяные запасы, Чечня почти наверняка будет экономически нежизнеспособна без помощи иностранных государств. Москва просто обязана видеть преимущества 'финляндизации' Чечни. Будущее Чечни всегда будет в огромной степени зависеть от торговли с Россией, особенно с учетом того, что в России живет большое количество чеченцев, которые, по всей видимости, захотят вернуться на родину.
С точки зрения географии Чечня обречена на то, чтобы быть хорошим соседом для России. Возможно, что Европейский союз примет непосредственное участие в процессе образования независимого чеченского государства. России в свою очередь стоит воспользоваться предоставленной возможностью и обратиться за помощью к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая может выступить гарантом ее законных интересов, в первую очередь включающих право на защиту от терроризма.
В отсутствие приемлемого решения конфликт, по всей видимости, будет продолжаться до тех пор, пока не погибнет последний чеченец, при этом Россия понесет огромные людские, финансовые и политические потери.
Итан Свирский-Бергер - стипендиат Школы международной службы, директор проектов и исследований транснационального Антикриминального и антикоррупционного центра (Американский университет, Вашингтон, округ Колумбия), профессор