Одобрение российским кабинетом министров Киотского протокола снимает искусственный респиратор и дает новый старт всему процессу. Пакт становится обязательным, как только его ратифицируют страны, на долю которых приходится не менее 55 процентов всех выбросов в атмосферу углекислого газа, исходя из объемов 1990 года, и с момента присоединения к Киотскому протоколу России этот порог перейден.
Он еще должен быть ратифицирован Государственной Думой, однако в этой палате преобладают пропутинские депутаты, так что серьезного сопротивления не ожидается, поскольку Путин этот шаг поддерживает. Россия по отношению к Киотскому протоколу находится действительно в уникальной ситуации, поскольку ее уровень выбросов упал на 30 процентов с момента развала СССР и закрытия многих экологически грязных и неэффективных предприятий.
Поскольку цель России в Киото равна нулевому росту выбросов к 2012 году, это дает ей возможность значительно увеличить свой уровень выбросов, причем у нее еще остается излишек квоты, которую можно продавать другим странам, которые превышают уровень своих квот на выброс углекислого газа, а это может стоить миллиарды долларов. Помимо улучшения отношений с Европейским союзом и обещанного доступа в ВТО, это может быть и большим облегчением для самой Москвы.
Поскольку съемки НАСА из космоса показывают происходящее последние четверть века стремительное таяние арктических льдов, вопрос о пагубном воздействии выбросов углекислого газа уже не вызывает серьезных сомнений. Это делает Соединенные Штаты, на долю которых приходится четверть всех мировых выбросов, и их администрацию, которая отказывается подписать Киотский протокол, самым крупным в мире нарушителем экологического законодательства. Теоретически США и другие индустриально развитые страны, которые стоят вне Киотского протокола, такие, как Австралия, будут иметь экономические преимущества, поскольку их промышленность не будет связана ограничительным экологическим законодательством. Однако американским компаниям надо работать в Европе, и они вынуждены будут просто уйти оттуда, если не смогут разработать более совершенные технологии, согласующиеся с экологическими стандартами.
Еще один американский аргумент - указывать на Индию и Китай, которые тоже выпадают из сферы действия Киотского протокола. Однако в случае с новыми индустриально развитыми странами есть еще одни дополнительный вопрос - вопрос справедливости, поскольку их энергетика и транспортная структура находились в недостаточно развитом состоянии в 1990 году, и от них нельзя ожидать, что они навсегда будут прикреплены к уровню выбросов 1990 года.
Их доля в мировом населении, для которого им надо обеспечить приличные жизненные стандарты, также должна учитываться в качестве критерия. Это обстоятельство должно иметь достаточный вес в определении их квот на выброс. Однако мало сомнений в том, что не только Соединенным Штатам, но и Китаю и Индии включаться в попытки решить проблему выбросов в атмосферу углекислого газа рано или поздно все равно придется.