Дэйв О'Рейли (Dave O'Reilly) оглядывается назад, чтобы разглядеть, что его ждет впереди: накануне 125-летнего юбилея второго по величине нефтегазового концерна США, состоявшегося в конце октября, он читал труды по истории компаний, наследником которых стала 'Chevron Texaco'.
'Да, немало было ловких ходов', - говорит г-н О'Рейли - председатель совета директоров и главный управляющий компании, напоминая, что еще в 1930х гг. она стала первопроходцем разработки нефтяных месторождений Саудовской Аравии.
Однако сегодня, через четыре года после слияния, в результате которого концерн обрел свой нынешний вид, О'Рейли столкнулся с необходимостью преодолеть, как он выражается 'застойный период' с точки зрения объемов производства, и принять важнейшие решения об инвестициях в проекты, в результате которых компания должна возобновить рост добычи начиная с 2008 г.
'Имеющихся проектов с лихвой хватит на ближайшие три-четыре года. Вопрос в другом - что дальше?', - отмечает Брюс Шварц (Bruce Schwartz) из рейтингового агентства 'Standard & Poor's'.
'Сhevron' - яркий пример того, с какими дилеммами сталкиваются крупнейшие нефтяные корпорации мира, пытающиеся не упустить возможности, связанные с сырьевыми запасами развивающихся стран и все больше внимания уделяющие добыче газа, чтобы скомпенсировать снижение нефтедобычи на истощенных месторождениях, особенно в Северной Америке. Однако, хотя рост цен на нефть и позволил этим компаниям частично расплатиться с долгами и улучшить платежный баланс, расходы на разведку и добычу нефти и газа продолжают расти.
'Сhevron' - единственная из шести крупнейших компаний, кому за последние четыре года удалось обнаружить новые нефтяные месторождения с запасами, превышающими объем добычи за тот же период.
Ей также удалось выполнить обещание 'обогнать' более крупные компании с точки зрения прибылей акционеров. Что же касается инвестиций, то здесь главная задача состоит в том, чтобы закрепить достигнутые успехи, обнаружив нефть в глубоководном районе у побережья Западной Африки, и успешно осуществить масштабные проекты по производству сжиженного природного газа - в особенности добытого на месторождениях у побережья Австралии и Катара - доведя их до стадии рыночных поставок и получения прибыли.
'У нас отличные позиции с точки зрения активов в важнейших регионах мира', - утверждает г-н О'Рейли, отмахиваясь от сомнений некоторых аналитиков в том, что возможности компании сопоставимы с потенциалом конкурентов вроде 'ExxonMobil', 'BP' и 'Shell' после последнего слияния.
Однако он понимает, что инвесторы внимательно следят за дальнейшими действиями компании по двум важнейшим направлениям: она должна добиться, чтобы крупное морское месторождение газа 'Gorgon' у побережья Австралии начало приносить прибыль, и проникнуть на российский рынок.
Австралийское месторождение - главный козырь 'Chevron' на рынке сжиженного газа, и компания намерена принять окончательное решение о разработке 'Gorgon' в конце будущего года, предварительно заручившись необходимым разрешением на создание транспортной инфраструктуры. 'Для нас этот проект приобретает критически важное значение', - отмечает Джон Гэсс (John Gass), руководитель газодобывающего подразделения 'Chevron'. Он уверен в успехе, говоря о позитивном настрое потенциальных клиентов из Китая и Северной Америки, хотя некоторые аналитики высказывают беспокойство относительно перенасыщения азиатского рынка, учитывая, сколько аналогичных проектов уже осуществляется. ''Gorgon' уже участвует в борьбе, добиваясь места в этой очереди', - говорит г-н Гэсс.
Хотя проекты по добыче газа в Анголе, Нигерии и Венесуэле также рассматриваются как многообещающие, а недавно 'Chevron' успешно наладил добычу на глубоководном месторождении в Мексиканском заливе, аналитики считают, что компании следовало бы действовать по иному.
'Чтобы закрепить возможные успехи в борьбе с более крупными конкурентами в краткосрочной или среднесрочной перспективе, 'ChevronTexaco' должна вплотную заняться новыми проектами, рассчитанными на долгосрочную перспективу' - утверждает Лу Гальярди (Lou Gagliardi), аналитик исследовательского бюро 'John S. Herold'.
А это, по мнению большинства наблюдателей, означает активизацию деятельности в России, владеющей крупнейшими в мире запасами нефти и газа.
'Chevron' энергично действует на месторождениях вокруг Каспия, но российский рынок остается для нее пробелом - и это в то время, когда меньший по величине конкурент 'Conoco Phillips' 'пристроился' к 'ЛУКойлу', приобретя 7,6% его акций, а 'ExxonMobil' работает на месторождениях у острова Сахалин на Дальнем Востоке.
'Пофлиртовав' в прошлом году с 'Сибнефтью' - нефтяным концерном, принадлежащим Роману Абрамовичу - 'Chevron' сегодня подумывает о сотрудничестве с государственным газовым монополистом - 'Газпромом'.
В сентябре обе компании подписали меморандум о намерениях изучить возможности заключения масштабного альянса, прежде всего по производству сжиженного газа. Как ожидает г-н О'Рейли, рабочие группы доложат о результатах этого изучения в первом квартале будущего года, однако он отказывается предсказывать масштабы возможного сотрудничества: 'Мы ожидаем позитивного развития отношений, но это покажет будущее'.
Г-н О'Рейли отказывается комментировать вероятность нового сближения с 'Сибнефтью', которая, после несостоявшегося слияния с 'ЮКОСом' снова появилась на рынке в качестве самостоятельного игрока. Однако он подчеркивает, что соглашение с 'Газпромом' не носит эксклюзивного характера. 'Если такая возможность представится, мы, несомненно, пожелаем ее изучить', - замечает он.