Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай и Япония сражаются за российский газ

Сейчас Азия наблюдает за все более яростным соперничеством двух стран за доступ к энергоносителям

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На последнем этапе китайско-японской борьбы за энергетические богатства России Китай начал переговоры с "ExxonMobil" о покупке газа на Сахалине, который, как считают японцы, мог бы обеспечить энергетические потребности их страны на десятилетия. Переговоры начались на фоне сожалений Китая о несостоявшемся строительстве нефтепровода из Сибири до Маньчжурии.

Токио, 2 ноября. - На последнем этапе китайско-японской борьбы за энергетические богатства России Китай начал переговоры с "ExxonMobil" о покупке газа на Сахалине, который, как считают японцы, мог бы обеспечить энергетические потребности их страны на десятилетия.

Переговоры начались на фоне сожалений Китая о несостоявшемся строительстве нефтепровода из Сибири до Маньчжурии. Осенью российские власти дали понять, что трубопровод будет проложен до российского порта на Японском море. Решение было принято после того, как японское правительство предложило вложить миллиарды долларов в строительство нефтепровода от Байкала до Находки, длиной 2,5 тыс. км и стоимостью 12 млрд. долларов.

На третьем энергетическом фронте Китай и Япония оказались в патовой ситуации после двухдневных переговоров в Пекине на прошлой неделе о китайском проекте разведки газа в Восточно-Китайском море. Поскольку Китай собирается бурить скважины недалеко от района, принадлежащего Японии, та боится, что Китай будет выкачивать японский газ из месторождения, расположенного прямо на границе.

Этим залежам углеводородов миллионы лет, но внезапно споры из-за них стали объектом пристального внимания, ведь цены на нефть достигли 50 долларов за баррель, а импорт нефти Китаем растет с невероятной скоростью, увеличившись на 40% первом полугодии 2004. Страна является вторым по величине потребителем нефти в мире после США.

Сейчас Азия наблюдает за 'все более яростным соперничеством двух стран за доступ к энергоносителям', - пишет в своем информационном бюллетене 'Daily Report' вашингтонский эксперт Джон Карбо-младший (John E. Carbaugh Jr.), бывший руководитель аппарата сенатора Джесса Хелмса (Jesse Helms). - 'Япония, вторая по величине экономика мира, уже долгое время зависит от иностранных поставок энергоносителей, тогда как апетиты Китая выросли в последние годы вместе с его экономикой'. 'Кроме того, обе страны заинтересованы в богатых ресурсами внутренних районах России, которые могут стать важными новыми источниками энергии, и отчаянно соперничают, стараясь обеспечить себе доступ к ним'.

Во вторник многие японцы с ужасом узнали, что Ли Рэймонд (Lee R. Raymond), председатель совета директоров "ExxonMobil", обрисовал китайский вариант на встрече с японским премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) и министром экономики, торговли и промышленности Сеити Накагава (Shoichi Nakagawa), которая прошла в Токио в понедельник.

Во вторник газета 'Nihon Keizai Shimbun' сообщила, что "ExxonMobil", которая владеет 30% акций проекта и является его ведущим инвестором, ведет переговоры о продаже 'всего объема' Китайской национальной газовой корпорации. Американская компания надеется достичь соглашения к следующей весне. Она будет транспортировать газ по трубопроводу в Россию, а оттуда в Китай.

Японским компаниям принадлежит 30% в проекте 'Сахалин-1', и японские власти долгое время считали само собой разумеющимся, что газ будет направляться в их страну.

Запасы месторождения оцениваются в 485 млрд. кубометров газа, то есть "ExxonMobil" могла бы обеспечить все потребности Японии в газе в течение шести лет. Продажа газа Китаю стала бы кардинальным поворотом, но Накагава во вторник заверил журналистов на пресс-конференции, что сам факт переговоров 'не означает, что "ExxonMobil" выбрала Китай'.

Консорциум планирует начать поставки газа в 2008 году, и представители американской компании жалуются, что Япония не предприняла шагов по строительству подводного 930-километрового трубопровода, который должен соединить Сахалин с Японией, а "Tokyo Electric Power Company", крупнейший потребитель сжиженного природного газа в Японии, не желает связывать себя долгосрочными обязательствами по покупке газа, поставляемого по газопроводу.

Проложенный по морскому дну трубопровод не должен нанести серьезного ущерба окружающей среде, но все рыболовные союзы Японии, работающие в этом районе, уже дали понять, что ожидают серьезной компенсации.

'Большинство проблем создается японской стороной - проблема найти покупателей на такие большие объемы, вопрос с рыбаками, - рассказал в телефонном интервью во вторник Филипп Воробьев, эксперт по энергетике компании "Cambridge Energy Research Associates". - Японская сторона практически ничего не сделала, чтобы получить этот газ. Если покупатель, с которым вы пытаетесь договориться, не шевелится, вы естественно начинаете искать другого'.

У китайской альтернативы есть свои плюсы и минусы. Траспортируя газ по территории российского Дальнего Востока, 'Транснефть' могла бы последовать политике президента Владимира Путина и сосредоточиться на внутреннем развитии, а не на экспорте сырья. Часть газа могла бы использоваться для производства удобрений или электроэнергии. Остальной можно было бы экспортировать в Маньчжурию. Однако в настоящее время северо-восточный Китай - это индустриальный пояс страны с избытком энергоресурсов и не имеющий возможностей для использования трубопроводного газа.

Третьим вариантом может стать транспортировка газа по трубопроводу через весь Сахалин в Пригородное, где консорциум 'Сахалин Энерджи' строит завод для сжижения природного газа. Здесь оставлено место для строительства секции, которая перерабатывала бы газ с месторождения "ExxonMobil", создавая продукт, подходящий для распределительных систем Японии. Проект уже привлек инвестиции на сумму 22 млрд. долларов.

Строительство газопровода в Китай поможет России смягчить удар, нанесенный решением построить нефтепровод, приблизительно повторяющий маршрут Транссибирской магистрали, в обход Китая.

После нескольких лет переговоров 'решение о строительстве восточного трубопровода' будет принято 15 декабря, заявил агентству Reuters в Москве во вторник советник президента Путина Аркадий Дворкович. Решение должно быть принято как можно скорее.

Поскольку ожидается, что в ближайшие несколько лет Китай по импорту нефти обгонит Японию и выйдет на второе место в мире после США, предстоят новые бои за энергоносители. В настоящее время Китай строит 23 газовые электростанции и планирует строительство еще 16.

'В поисках источников энергии Китай выходит за свои границы, - написал в своей недавней статье в 'Jamestown Foundation' профессор университета Альберты Вэньжань Цзян (Wenran Jiang). - Растущее положение Пекина и конкуренция за энергоресурсы вызвали беспокойство Вашингтона и Токио и привели к корректировке долгосрочных стратегий во всех трех столицах'.