10 ноября 2004 года. Во время дискуссий в Институте американского предпринимательства специалисты по внешней политике сказали, что второй администрации Буша-младшего (George W. Bush) необходимо принять более хорошие стратегии в области внешней политики, чем те, которые были характерны для первого срока этого президента.
Нерешенные проблемы в Северной Корее, Иране, Ираке, на Ближнем Востоке и в России, а также нарушенные связи с Европейским союзом (ЕС) могут стать черным пятном на наследии президента Буша-младшего, если их не решить к концу его второго срока, сказали специалисты.
Леон Арон (Leon Aron), руководитель российского отдела Института американского предпринимательства, сказал, что Соединенные Штаты должны будут гораздо внимательнее следить за Россией, поскольку политика президента Владимира Путина и тот режим, который Кремль, кажется, пытается создать, это "рецепт для несчастья в России" и он приведет к дестабилизации и к кризису.
Арон предложил г-ну Бушу-младшему убедить г-на Путина действовать в демократической манере, указать ему на опасности его нынешней политики и затем подождать и посмотреть, что из этого выйдет. "Наш наиболее эффективный инструмент - очень высокое, как говорят, уважение, которым президент Буш-младший пользуется у Владимира Путина", - сказал г-н Арон.
В Ираке "нам следует рассматривать нынешнюю стратегию США как более широкую кампанию по окончательному разгрому суннитского восстания", заявил исследователь Института американского предпринимательства Том Доннелли (Tom Donnelly). После переизбрания г-на Буша-младшего г-н Доннелли пришел к выводу, что "американцы согласились в той ролью в мире, в которую нас заманили, затащили, загнали пинками и криками после 'холодной войны'". Часть этой роли, говорит он, заключается в борьбе с террористами на Ближнем Востоке.
Самой трудной задачей для администрации Буша-младшего является претворение в жизнь своих целей и верований в отношении Ближнего Востока, сказал г-н Доннелли.
"Если президент хочет сделать своим наследием мир на Ближнем Востоке, тогда все прочие ему подчинятся, - сказал старший исследователь Брукингского института по вопросам внешней политики Мартин Индык (Martin S. Indyk) при обсуждении направлений внешней политики США. - Однажды он лично обещал это. . . но он так никогда и не захотел превратить свои персональные обещания и приятную риторику своих речей в фактическое прямое личное участие и позаботиться о том, чтобы его администрация занялась осуществлением этих обещаний.
Рюель Марк Герехт (Reuel Marc Gerecht) из Института американского предпринимательства доказывал, что Фаллуджа и выборы в Ираке являются проверкой и большим вызовом для администрации Буша-младшего. Если Соединенным Штатам не удастся победить в этих двух случаях, сказал г-н Герехт, то планы администрации в отношении данного региона рассыплются, а иракский премьер-министр Ийяд Аллави станет "хромой уткой".
Что касается Северной Кореи, председатель секции политической экономии в Институте американского предпринимательства Ник Эберштадт (Nick Eberstadt) утверждал, что критика подхода к проблеме Северной Кореи, исходя из доктрины Буша-младшего, в определенной мере справедлива, поскольку у США нет политики, которая позволила бы превратить этот подход в согласованную и последовательную стратегию. Он высказал мнение, что Соединенным Штатам следует пригласить себе в помощь европейцев и китайцев, чтобы в некоторой степени усовершенствовать свою стратегию в Северной Корее.
"Если спустя 4 года ситуация в Северной Корее будет хуже, чем сейчас, то это станет частью наследия администрации Буша-младшего", - сказал г-н Эберштадт.
Другие высказались также в поддержку более тесного трансатлантического сотрудничества. Радек Сикорский (Radek Sikorski), исполнительный директор программы "Новая атлантическая инициатива" (New Atlantic Initiative) и исследователь Института американского предпринимательства тоже призвал Европу и Америку вместе работать над решением глобальных проблем. "Вместе нам следует позаботиться о том, чтобы все, что должно быть сделано, делалось", - сказал он.
"Европейцам не следует позволить разногласиям из-за Ирака стать барьером между двумя центрами силы, - сказал г-н Сикорский. - Европейцам следует разделаться с иракским вопросом, в особенности тем, кто считал, что это была ошибка. Нам как европейцам следует заняться другими делами, сказал г-н Сикорский, имея в виду, что им следует сосредоточиться на позитивных достижениях, таких, например, как успешные выборы в Афганистане.
Старший исследователь Брукингского института Филип Гордон (Philip H. Gordon) сказал, что даже несмотря на то, что большинство европейцев, возражающих против военной стратегии упреждающих действий Буша-младшего, не поддержали его переизбрание, им придется согласиться с Бушем-младшим, потому что Соединенные Штаты и Европа "испытывают глубокую потребность друг в друге и продолжают иметь общие интересы".