В Москве открылся один из самых больших в Европе салонов по продаже автомобилей - этот рынок растет бешеными темпами, и в последнее время российские покупатели все чаще отдают предпочтение иностранным маркам.
В салоне "Москва", футуристическом шестиэтажном здании из стекла и бетона на юге столицы площадью 130 тысяч квадратных метров, покупателям предлагается около трехсот автомобилей от 18 производителей, таких как "Volvo", "Mercedes-Benz", BMW и "Ford".
В этом году на автомобильном рынке России наметился перелом: русские отходят от ненадежных машин отечественного производства и все больше склоняются к покупке иностранного автомобиля - и похоже, что это навсегда. В этом году по темпам продаж иностранные автомобили впервые обошли российские.
"Рынок развивается быстрыми темпами", - считает представитель салона Андрей Поляковский.
Практически одновременно с салоном "Москва", владельцем которого является инвестиционная компания "Sefra Investments", на севере российской столицы открылся и самый большой в Европе сервис-центр "Nissan".
В последние несколько лет спрос растет такими темпами, что покупателям приходится иногда месяцев по шесть или даже больше ждать, пока заказанные ими автомобили будут доставлены.
В новом салоне откроются также офисы сразу нескольких банков, стремящихся не отдать конкурентам растущий рынок потребительского кредита.
В том, что автомобильный бум действительно имеет место, убеждаешься каждый день: центр Москвы, не рассчитанный на такое количество транспорта, каждый день задыхается от пробок.
Иностранных машин в потоке транспорта теперь столько же, сколько и "Лад" с "Волгами", которых в свое время было в разы больше. Нередко в какой-нибудь пробке рядом "отдыхают" Hummer, Lamborghini и Porsche. На волнах экономического роста рынок легковых автомобилей в России, объем которого превышает 13 миллиардов долларов в год, растет невиданными темпами. Иностранные производители выстраиваются в очередь на открытие в России собственных производственных линий. В этом году корпорация "Ford", за 2003 год увеличившая объем продаж втрое, собирается увеличить производство специально адаптированных для России автомобилей "Ford Focus" на своем заводе в Ленинградской области до уровня более 25 тысяч штук. Также с конвейера в этом году сойдут 60 тысяч машин "Chevy-Niva", пришедших на смену неуклюжему русскому внедорожнику. Их делает "General Motors" на совместном предприятии с АвтоВАЗом. Также в России собирают "Hyundai", "Daewoo" и "Citroеn".
Если в 1992 году объем продаж автомобилей составлял всего 800 тысяч, в прошлом году в стране было продано 1,5 миллиона машин. Учитывая, что из примерно 33 миллионов автомобилей в стране половина старше десяти лет, у рынка есть простор для расширения.
Ожидается, что в ближайшие четыре года уровень продаж будет расти на 10 процентов ежегодно и к 2008 году составит 1,9 миллиона машин. Хорошо продаются не только семейные автомобили и внедорожники - рост наблюдается во всех сегментах рынка, и самое пристальное внимание к российскому рынку проявляют производители дорогих машин. В июле "Hummer" открыл сборочное производство в Калининграде, на северо-западе страны; кроме того, в этом году в России началась официальная продажа "Bentley", "Ferrari" и "Maserati".
Тридцать лимузинов "Bentley" были распроданы за две недели, а "Porsche", у которого здесь уже есть целая сеть салонов, в сентябре объявил о намерении вложить в новый московский центр продаж 10 миллионов долларов.