Россия и Индия использовали возможность, предоставленную визитом президента Владимира Путина, чтобы урегулировать разногласия, которые могли бы нанести ущерб проверенным временем, здоровым отношениям между двумя странами. Возможно, именно благодаря теплым чувствам, которые народы двух стран испытывают друг к другу, эти факторы раздражения прошли по большей части незамеченными.
Начав разбираться с этими трудностями, господин Путин и премьер-министр Манмохан Сингх добавили прочности партнерству, которое может внести значительный вклад на международной арене.
Нет необходимости говорить о том, что корректирующие меры нужно принимать со всей искренностью. Объективное исследование показывает, что Индии придется приложить больше усилий, чтобы приять эти изменения. Вне зависимости от специфических вопросов, проблема состоит в том, чтобы обращаться справедливо с дружественной страной, которая, когда к ней обращались, постоянно оправдывала все возлагавшиеся на нее надежды. Очевидно, что Индия недостаточно серьезно относилась к российским пожеланиям, хотя на аналогичные требования со стороны США она всегда реагировала должным образом. Предложения Москвы заключить договор о защите прав на интеллектуальную собственность, особенно применительно к высокотехнологичному оружию, а также при проведении совместных военных учений, были отодвинуты в долгий ящик на неопределенный срок. Теперь Нью-Дели пообещал искренне сотрудничать, чтобы предпринять усилия к разработке соглашения о защите военной тайны, чтобы он мог быть подписан в середине 2005 года, а силы специального назначения двух стран будут проводить совместные учения.
Что касается программы совместной разработки сверхзвуковой крылатой ракеты мирового класса 'БраМос', то Индия и Россия сделали стратегическую подвижку от отношений просто покупателя-продавца, которые характеризовали их связи в сфере обороны.
Теперь они договорились изучать возможность подъема своих экономических отношений до такого уровня, чтобы можно было остановить стремительное падение объемов двусторонней торговли. Две страны дали понять, что они будут пытаться использовать совместные предприятия, созданные для эксплуатации нефтяных полей на Сахалинском полуострове, в качестве образца для аналогичных предприятий на их территориях, а также в третьих странах. Индия также пообещала, что она будет относиться к России как к стране с рыночной экономикой и поддержит ее усилия по вступлению во Всемирную торговую организацию. Эти обещания должны каким-то образом удовлетворить партнера, который не испытывает удовольствия от большого количества антидемпинговых расследований, проводимых применительно к российскому экспорту в Индию.
Со своей стороны Москва согласилась укрепить механизмы, которые бы гарантировали сроки выполнения оборонных заказов, а также обеспечивали бы послепродажную поддержку. Две страны разрешили трудности, возникшие в связи с практикой Индии приобретать запчасти для техники российского производства в третьих странах, выработав существенный компромисс. Россия будет открывать производства по модернизации военной техники на индийской территории.
Индия будет удовлетворена тем, что президент Владимир Путин выразил поддержку ее требованию сойти в состав Совета Безопасности ООН на правах постоянного члена с правом вето. Однако эту поддержку нельзя считать решающим прорывом. Специальный орган, наделенный широкими полномочиями, и призванный рассмотреть проект реформы ООН, недавно представил свой доклад генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. Он не рекомендовал расширять число стран-членов Совбеза, обладающих правом вето, а вместо этого предложил ввести новую категорию постоянных членов.
Хотя Индия должна продолжать добиваться реформирования ООН, она, тем не менее, не должна игнорировать и более широкие дипломатические возможности, которые помогли бы установить более эгалитарный мировой порядок. И наконец, Индия не должна колебаться в своем стремлении расширить и укрепить отношения с Россией, Китаем и другими странами, которые выступают за многополярный мир.