Прошел почти месяц с тех пор как саммит в Брюсселе положил начало переговорам о вступлении Турции в ЕС. Перед Турцией все еще стоит немало задач, которые она должна выполнить, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым Европой. Среди наиболее спорных вопросов, касающихся кандидатуры Турции, - отношение к религиозным меньшинствам. Например, напряженность между греко-православной общиной и центральной властью очень ощутима.
Здесь их зовут румами (рум миллети). Греко-православная община, которая долгое время находилась на самой верхушке образованной стамбульской буржуазии, сейчас всего лишь тень того, чем она когда-то была. В конце XIX века община насчитывала полмиллиона человек, сейчас - едва 3 000. Их некогда процветавшие дома превратились сегодня в развалины. Начать хотя бы с церквей, которые, согласно турецким законам, находятся под строгим контролем государства. Например, невозможно начать реставрацию часовни или школы, не получив заранее разрешение от государства. По словам заинтересованных лиц, зеленый свет порой дается слишком поздно. . .
Патриарх Константинопольский, Его Святейшество Варфоломей I неоднократно жаловался на препятствия, мешающие поддерживать в нормальном состоянии многочисленные здания, находящиеся в его ведении. Его Святейшество Варфоломей I занимает стратегически важное и очень спорное место в бывшей Византии. Для румов и 250 миллионов православных в мире он является экуменическим патриархом, т.е. наделенным высшей духовной властью, объединяющим различные ветви православия, как в Москве, так и в Афинах или Александрии. Однако Турецкая Республика всегда отказывалась признать за ним этот титул, ссылаясь на Лозаннский договор 1923 года.
Подобные недомолвки дают стамбульским румам повод не скрывать своих опасений, которые еще больше усиливаются из-за многочисленных случаев проявления явной враждебности со стороны действующих в Турции радикалов. Самый последний произошел 6 января, на православное Рождество. Отмечаемое каждый год в Золотом Роге, согласно традиции, относящейся еще к временам Византии, на этот раз оно было омрачено появлением группы из шестидесяти манифестантов, размахивавших транспарантами с аббревиатурой ультранационалистической партии МНР и кричавших: 'Вы находитесь в Турции! Любите ее или убирайтесь!'
К сожалению, это не первое выступление такого рода. Так в сентябре тысяча манифестантов собрались перед православной церковью в Фенере и сожгли изображение патриарха. В октябре загадочная бомба взорвалась в саду патриархии. К счастью, обошлось без жертв. . .
В своем кабинете, расположенном на втором этаже старинного особняка XIX века, прежде принадлежавшего крупному банкиру-руму Зарифи, а сегодня сильно обветшавшего, Андреа Ромбопулос готовит следующий выпуск газеты 'Iho', последнего оставшегося в Стамбуле издания на греческом языке. Когда ему задают вопрос о переменах к лучшему в турецком обществе, Андреа Ромбопулос поясняет, что отношение турок к грекам сильно изменилось к лучшему за последние годы, несмотря на имеющееся сопротивление. Особенно с 1999 года: 'После землетрясения Афины тут же направили помощь. А что сделал тогдашний министр здравоохранения? Он распорядился отправить назад донорскую кровь, как будто туркам была невыносима сама мысль, что в их жилах будет течь кровь греков'. И все-таки журналист уверяет, что общественное мнение было не согласно с этим, а турецкая пресса с тех пор очень положительно относится к диалогу. По его мнению, начало переговоров о вступлении Турции в ЕС, состоявшееся в октябре, - это очень хорошо, так как оно придаст больше веса турецким демократам.
Несмотря на напряженность, патриарх Варфоломей I в свою очередь высказался за вступление Турции в ЕС, приветствуя 'добрую волю' нынешнего турецкого правительства. Однако он предупредил, что для него и речи быть не может о том, чтобы торговать интересами своей общины, в частности, в том, что касается недвижимости. Многократно намечавшееся и также многократно откладывавшееся открытие семинарии на острове Халки в Мраморном море напротив Стамбула входит в число тех условий, которые Анкара должна выполнить до начала переговоров о вступлении в Европейский Союз.
В прежние времена православные священники со всего мира приезжали в это духовное учебное заведение, чтобы пополнить здесь свои знания. . . вплоть до закрытия семинарии накануне военного переворота в 1971 году. С той поры вопрос о ее открытии все время как бы ускользает: 'Неужели они согласятся на открытие семинарии? - Не без горечи спрашивает Андреа Ромбопулос. - В ноябре государство отсудило у патриархии сиротский приют на острове Бююкада. Этой же осенью суд лишил нас двух больниц!'. Порой кажется, что перспектива переговоров о вступлении, к которому так стремится Турция, разбудила кое-какие старые призраки, связанные с памятью о закате Оттоманской империи и о той роли, которую сыграли европейцы и христианские меньшинства в расчленении 'больного'.
Вернувшемуся из Брюсселя премьер-министру Реджепу Эрдогану, которого сначала считали героем, впоследствии пришлось столкнуться с критикой тех, кто, не без демагогии, обвиняют его в том, что он не слишком рьяно отстаивает интересы страны. Нападки порой бывают просто удивительны. Примером тому служит совершенно неожиданное оскорбление, нанесенное супругой совершенно нерелигиозного бывшего премьер-министра Бюлента Эджевита. По словам г-жи Эджевит, число построенных в Турции за последние годы церквей значительно увеличилось, и это ведет к гибели ислама в стране. 'Мы утратим нашу религию!', - воскликнула она перед несколько смутившимися слушателями.
Столь резкая критика ярко свидетельствует о том, какие могут возникнуть в Турции противоречия в ее отношениях с Западом, ведь здесь на христианские меньшинства порой смотрят как на подводные лодки-шпионы и не испытывают к ним никакого доверия.