Реформа европейской стабильности и пакт о развитии являются ключевыми вопросами в экономических и финансовых делах Европы. Прошлой осенью отвечающий за эти вопросы еврокомиссар Хоаким Альмуниа выдвинул ряд конструктивных идей; президент Франции Жак Ширак и президент Италии Сильвио Берлускони также внесли свой вклад в обсуждение. Жан-Клод Юнкер из Люксембурга намерен завершить рассмотрение данного пакта еще до того, как его страна перестанет председательствовать в Евросоюзе. Ожидаются трудные переговоры. Но именно премьер-министр Люксембурга, являющийся одним из создателей данного пакта и обладающий огромным опытом, способен привести переговоры к успешному результату.
Реформа 'процедуры чрезмерного дефицита' станет в этом деле краеугольным камнем. Стратегия реформы должна отражать тот факт, что это не просто пакт о стабильности, но и пакт о развитии. Нельзя измерять правильность финансовой политики и ее способность в равной мере наращивать стабильность и развитие исключительно соответствием показателю дефицита бюджета, равному трем процентам от объема валового внутреннего продукта. Этот показатель не может адекватно отразить и справиться со всеми сложными реалиями финансовой политики. Мы должны признать, что цель консолидации государственных бюджетов может в ближайшее время вступить в противоречие с целью усиления потенциала экономического развития. В реформированном пакте необходимо учесть данное противоречие, а также необходимость привести в перспективе увеличение роста и занятости в соответствие со здравыми государственными бюджетами.
В ходе публичных дебатов часто упускается из виду тот факт, что Маастрихтский договор не определяет автоматически государственный дефицит, превышающий 3 процента ВВП, как 'чрезмерный', и не требует в этом случае начинать процедуру дефицита. Комиссия также должна 'принять во внимание все остальные факторы, имеющие к этому отношение, включая среднесрочное экономическое и бюджетное состояние страны-члена'. Если страна обладает потенциалом для снижения коэффициента дефицита до показателя ниже 3 процентов и для уменьшения в среднесрочной перспективе размера долга, нет необходимости начинать процедуру дефицита, даже если в данный момент он превышает контрольный показатель.
Это отправная точка для концепции реформы, разработанной Гансом Эйхелем, министром финансов Германии, которую я в полной мере поддерживаю. Данная концепция усиливает составляющую роста в пакте. В соответствии с нашим предложением, Еврокомиссия и совет министров будут использовать обязательные критерии для решения вопроса о том, следует ли начинать процедуру чрезмерного дефицита против государства-члена Евросоюза, уровень дефицита которого превышает контрольный показатель. Самым главным критерием здесь должно стать проведение страной трезвой политики, направленной на экономическое развитие и увеличение занятости, за осуществление которой данной стране следует давать отсрочку.
Критерии можно разделить на три группы. Во-первых, реформы, такие, как меры в рамках немецкой 'программы 2010' по защите нашей системы социального обеспечения, по развитию нашего рынка труда или наши налоговые реформы, на начальном этапе могут затормозить развитие и увеличить дефицит. Но в дальнейшем их влияние на развитие, занятость и государственный бюджет будет носить явно положительный характер. Такой же позитивный эффект могут иметь расходы на образование, инновации, исследования и развитие. При оценке дефицита эти факты также необходимо принимать в расчет.
Ко второй группе относятся макроэкономические критерии. Страны-члены ЕС должны иметь достаточный запас времени, чтобы использовать циклические стимулы. В настоящее время дефицит более трех процентов допустим только во время серьезного экономического спада. Однако в последние несколько лет мы испытываем экономический застой, но не кризис или что-то хуже. Механическое применение пакта заставляет ЕС рекомендовать дальнейшее усиление ограничительных мер, которые сдерживают процесс восстановления и подвергают риску долгосрочную консолидацию. Поскольку пакт также предназначен для обеспечения стабильности евро, Еврокомиссия и совет министров должны оценивать тот вклад, который страны-члены вносят в стабилизацию цен в еврозоне.
И последнее. Необходимо учитывать те специфические нагрузки, которые несут конкретные страны-члены ЕС. Странам, которые выделяют существенные средства, способствующие укреплению солидарности между народами как в рамках Евросоюза, так и за его пределами, следует также давать некоторые льготы для использования ими налогово-бюджетной политики в целях укрепления потенциала роста и занятости. Нагрузки, которые в этом плане несет Германия, включают все еще огромные расходы, связанные с объединением, и большие объемы переводных платежей в ЕС.
Пакт о стабильности станет работать лучше, если европейским институтам будет разрешено осуществлять вмешательство в бюджетный суверенитет национальных парламентов только при определенных, строго ограниченных условиях. Процедуру чрезмерного дефицита не следует начинать против тех стран-членов ЕС, которые выполняют большую часть изложенных выше требований. Вместо этого страна сама должна представлять программу снижения показателя дефицита ниже трехпроцентного уровня. Процедура чрезмерного дефицита должна быть инициирована только в том случае, если станет ясно, что программа страдает серьезными недостатками, или если страна по собственной вине не будет выполнять свои обязательства по консолидации в рамках данной программы.
Страны-члены ЕС, которые не выполняют большую часть вышеизложенных требований и, соответственно, подлежат процедуре чрезмерного дефицита, должны также получить необходимое время, чтобы привести свою экономическую и налогово-бюджетную политику в соответствие с целями роста, занятости и разумного государственного бюджета. Такие критерии являются качественными показателями налогово-бюджетной политики страны и, следовательно, призваны сыграть важную роль при определении временного периода, предоставляемого стране в целях снижения чрезмерного дефицита. Мы не должны применять положения договора о введении обязательных требований и санкций чисто механически. Ведь Маастрихтский договор сформулировал их как положения, применяемые по усмотрению ЕС с глубокой продуманностью и предусмотрительностью.
Кроме того, следует больше уважать базовую компетентность стран-членов Евросоюза в вопросах их собственной экономической и бюджетной политики. Только при наличии такого уважения страны-члены захотят более тесно увязывать свою политику с экономическими целями, принятыми ЕС в рамках Лиссабонской стратегии по повышению конкурентоспособности. Саммит лидеров европейских государств 22-23 марта - это наш шанс принять основы реформы, которые помогут обеспечить больший экономический рост и большую занятость в Европе, а также стабильность нашей единой валюты.
Автор статьи является канцлером Федеративной Республики Германия