Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Переворот КГБ в российской массовой культуре

В массовой культуре появилась новая модная тема

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас возвращается мода на материалы советского времени, особенно на книгу и на поставленный по ней фильм 'Щит и меч'. Именно они повлияли на решение Путина пойти в КГБ. Как написано в книге бесед с президентом 'От первого лица', которая увидела свет в 2000 году, он впервые заявил о своем желании пойти на работу в спецслужбы, когда еще учился в девятом классе средней школы в Ленинграде.

МОСКВА - Бесстрашный русский разведчик, спасающий Родину, а то и весь мир, пришел в дома россиян.

Со времени своего зенита славы в 60-е и 70-е годы, когда книги и фильмы про разведчиков захватывали воображение юного Владимира Путина, российский секретный агент не занимал такого почетного места в массовой культуре. Фильмы-блокбастеры, телевизионные сериалы, книги-бестселлеры и даже тематические рестораны придают блеск славы российской разведывательной службе ФСБ и ее предшественнику КГБ в то время, как страна исследует настоящее современной борьбы с терроризмом и советское прошлое в поисках неподкупных героев.

Для местных критиков новое пришествие героя-разведчика является отражением стремления Кремля к воспитанию чувства патриотизма, такого патриотизма, который был бы предан сильному, централизованному и закрытому государству, мечту о котором лелеет президент Путин.

'У многих писателей и режиссеров сейчас сложилось общее мнение, по которому единственными незапятнанными учреждениями, которые мы унаследовали от Советского Союза, были спецслужбы, и без них жизнь в стране полностью деградировала бы, - говорит заместитель литературного журнала 'Знамя' Наталья Иванова. - Cуществует прямая связь между тем, кто приходит к власти и тем, какого типа герои становятся популярными в массовой культуре'. Перед тем, как уйти в политику, Путин поднимался по карьерной лестнице КГБ до самых высших ступеней.

Большую часть 90-х годов на экранах кинотеатров и телевизоров в России господствовали голливудские фильмы и телесериалы, а также мыльные оперы из Латинской Америки. Подавляющее большинство российской продукции составляли криминальные саги.

'Но в последние годы появилась новая тенденция, - говорит Даниил Дондурей, главный редактор журнала 'Искусство кино', - и она совершенно четко связана с попыткой власти сформировать в стране патриотическое сознание, особенно в преддверии 60-й годовщины победы во второй мировой войне'.

В воскресенье российский министр обороны планирует открыть так называемый 'канал патриотического телевидения'. На этом канале будут показывать документальные и художественные фильмы о войне для создания 'эффективного информационного и идеологического влияния, обеспечивающего социальную активность российских граждан'. Именно так написал министр обороны Сергей Иванов в письме, процитированном финансовой газетой 'Коммерсант'. В прошлом месяце Иванов, жалуясь на средства массовой информации, заявил, что 'надо прекратить оболванивание народа'.

'Когда Путин пришел к власти, вместе с ним пришла идея о том, что КГБ является реальной силой в обществе, гарантом стабильности и безопасности, - говорит Виктор Шендерович, политический сатирик, создатель язвительного кукольного шоу, ушедший с канала НТВ после того, как тот перешел во владение 'Газпром Медиа', дочерней компании государственного газового гиганта. - Это на самом деле поразительно, но теперь все стремятся создавать легенды и сказки о спецслужбах'.

Драматические сериалы, такие как 'Красная Капелла', 'Диверсант' и 'КГБ в смокинге', прославляют подвиги разведывательных служб в борьбе против нацистской Германии и позже - во времена холодной войны. В то же самое время произошло воскрешение из мертвых такого популярного художественного героя советской эпохи как майор-контрразведчик Пронин - копия с Джеймса Бонда. За прошлый год переиздано и продано 'на-ура' пять повестей о Пронине. Об этом рассказал Михаил Котомин, редактор отдела художественной литературы из московского издательства 'Ад Маргинем Пресс'.

'КГБ создает миф о сильном прошлом, и стало очевидной тенденцией обращаться в поисках героев к истории', - сказал Котомин, который недавно издал серию других шпионских повестей советских дней, которые, по его словам, также хорошо расходятся с прилавков.

Редактор журнала 'Искусство кино' Дондурей отмечает, что российская киноиндустрия продолжает выпускать фильмы, представляющие спецслужбы в дурном свете. 'Это не Северная Корея, здесь существует плюрализм, - говорит он, указывая на такие фильмы, как 'Водитель для Веры' и 'Дети Арбата', - у нас на экране еще есть монстры из КГБ. Нельзя сказать, что у нас действует цензура'.

Сейчас возвращается мода на материалы советского времени, особенно на книгу и на поставленный по ней фильм 'Щит и меч'. Именно они повлияли на решение Путина пойти в КГБ. Как написано в книге бесед с президентом 'От первого лица', которая увидела свет в 2000 году, он впервые заявил о своем желании пойти на работу в спецслужбы, когда еще учился в девятом классе средней школы в Ленинграде.

'Мои представления о КГБ возникли из романтических рассказов о разведчиках, - говорил Путин, особенно выделяя книгу 'Щит и меч', в которой советский разведчик проникает в нацистскую Германию, - книги и фильмы о разведчиках захватили мое воображение. Больше всего меня поражало то, как усилия одного человека помогали добиваться того, что не могли сделать целые армии'.

'Щит и меч' это также название тематического ресторана в Москве, своего рода 'Планеты КГБ'. Здесь среди памятных предметов и экспонатов находится письмо за подписью Сталина, а также портреты его ставленников, включая портрет Лаврентия Берии - убийцы, палача и насильника, который был расстрелян после смерти Сталина в 1953 году.

Официантки носят зеленые юбки и белые рубашки с погонами советских времен, а шеф-повар работал в Кремле, когда у власти был Леонид Брежнев.

Во главе обеденного зала стоит копия знаменитой статуи Феликса Дзержинского, основателя еще одной спецслужбы советской эпохи - НКВД.

По словам владельца ресторана Константина Пискарева, время от времени здесь обедает внук Берии. А семья бывшего руководителя КГБ и Генерального Секретаря КПСС Юрия Андропова отмечала в ресторане его 90-летие. Дед Пискарева тоже был полковником НКВД. Хозяин ресторана говорит, что большинство посетителей его заведения - действующие сотрудники спецслужб, которым 'здесь нравится'.

Отвечая на вопрос о портретах таких запятнавших себя кровью палачей, как Берия, Пискарев говорит: 'Я считаю: какими бы они ни были людьми - они часть нашей истории. Время и история рассудят, кто сделал больше для нашей страны'.

Нынешние спецслужбы страны также получают свою долю славы в таких телесериалах, как 'Агент национальной безопасности', 'Ликвидатор' и 'Родина ждет'.

Даже популярная в начале 90-х годов песня 'Бухгалтер', в которой женщина сохнет по человеку этой профессии, претерпела изменения в словах, чтобы соответствовать новым веяниям. В ее новой версии дама чахнет по разведчику.

Отношение к старому врагу, Соединенным Штатам, на экране и в книгах двойственное. Иногда Россия и Америка союзники, но в других произведениях подлая Америка стремится взять в кольцо и ослабить Россию. В бестселлере Ильи Рясного с современными декорациями 'Белый легион' реформы Михаила Горбачева представлены как заговор ЦРУ, а посткоммунистическое общество с его полным хаосом спасает от окончательного разрушения тайная сеть бывших офицеров КГБ.

'Значительная часть такой литературы антилиберальна, - говорит редактор Иванова. - Не думаю, что эти писатели получают какие-то приказы или заказы из Кремля. Они улавливают их желания, они чувствуют поворот времени. Однако тенденция заставляет насторожиться. Я хочу жить в свободной стране, где не существует идеи о том, что контроль спецслужб важен для обеспечения стабильности, или о том, что нам надо восстановить империю'.

'Личный номер', новое кино с бюджетом в 7 миллионов долларов, что очень много для России, в драматическом ключе высвечивает целый ряд проблем, которые приходится решать Кремлю во внутренней и внешней политике. В нем обыгрываются совсем недавние события, такие как захват чеченскими повстанцами московского театра в 2002 году.

По сюжету фильма покинувший страну магнат начинает сотрудничать с чеченскими и арабскими террористами, в том числе, с типом, напоминающим Осаму бен Ладена, в целях захвата московского цирка. Кадры фильма показывают лица детей-заложников, что вызывает у зрителей волну страха.

В конце арабы предают чеченцев; магнат, надеявшийся свергнуть правительство, возвращается в Лондон, туда, где оказались многие враги Путина. Тип, напоминающий Осаму бен Ладена, скрывается в Панкисском ущелье в Грузии, которую Россия уже давно называет пристанищем для террористов.

Всех спасает офицер ФСБ, напоминающий Брюса Виллиса из 'Крепкого орешка'. Он расстраивает заговор, по замыслу которого террористы должны с самолета сбросить радиоактивную бомбу на Рим.

Фильм дает людям ощущение, что их защищают, - говорит продюсер картины Сергей Грибков, - он дает стране возможность показать свою способность к сопротивлению. И он помогает спецслужбам своей мотивацией'. Для придания картине правдоподобия ФСБ и правительство предоставили в распоряжение съемочной группы боевые самолеты, ударные вертолеты и бронетранспортеры.

'Мы просто хотели создать положительный образ ФСБ, мы хотим, чтобы люди понимали - самая серьезная проблема нашего времени, о которой говорит и президент США, это проблема оружия массового уничтожения в руках террористов, - говорит Грибков. - Задача любого государства - помогать с созданием таких фильмов'.