В многочисленных комментариях подчеркивается решающий вклад усопшего Папы Римского в крушение коммунистического режима в Советском Союзе. Это также относится и к странам с ревностно верующим католическим населением, таким как, например, Словакия, Моравия или Литва. Нравственный авторитет был у Папы и в других оппозиционных движениях. Например, диссиденты в России ощущали моральную поддержку, благодаря примеру польской 'Солидарности'. Здесь влияние Папы было, скорее, косвенным.
Противоречия между православной церковью и римско-католической не были устранены в период антирелигиозного подавления в эпоху коммунизма. Старое недоверие между церквями Запада и Востока осталось, хотя о нем и не говорили. А после крушения Советского Союза, несмотря на все христианское расположение, оно снова обозначилось.
Русская православная церковь быстро вернула свою власть, потерянную в 1917 г., вновь заняв позиции государственной церкви: нет практически ни одного крупного события, в котором бы не принимали участие священнослужители. Религиозная же терпимость церкви сравнима с той, которая была до 1917 г.: Россия - это православная территория, и иностранной проповеднической деятельности по возможности чинятся препятствия.
Правда, в период либерализации, после 1985 г. и особенно после 1991 г., Россия представляла собой эдьдорадо для американских баптистов, сайентологов, кришнаитов и т.п. Католическая церковь тоже расширила свое влияние. Нельзя сказать, что русские в массовом порядке обратились в католицизм, но активная общинная и благотворительная деятельность приносила свои плоды.
Однако с 2002 г. и особенно с 2003 г. в благотворительной и церковной католической деятельности стали возникать серьезные проблемы. Православный Патриархат обещал проявлять терпимость, но считал, что Россия принадлежит ему. Аргумент звучал так: ведь православная церковь не проповедует где-нибудь в Португалии или Ирландии. Напротив, Папа Римский считал, что его церковь несет ответственность за весь мир и всех людей.
Таким образом, прямого влияния Папы Римского на гибель Советского Союза не было. Это не исключает, что в своих самых страстных молитвах и обращениях к Деве Марии он молил о крушении 'империи зла'.
Автор является преподавателем социологии в Потсдамском университете