МОСКВА - Российский парламентарий националистического толка Алексей Митрофанов вызвал переполох на прошлой неделе, предложив ввести ограничения на освещение мероприятий, связанных со смертью и похоронами Папы Иоанна Павла II.
Инициатива получила одобрение всего лишь 98 из 450 депутатов Государственной Думы. Однако это событие очень характеризует отношения между Римской Католической Церковью и Русской Православной Церковью, которые остаются напряженными, несмотря на усилия, которые прилагал покойный понтифик к их примирению.
Раскол Церкви на католицизм и православие произошел в 1054 году, когда французский кардинал, представляющий Папу Римского, отлучил от церкви патриарха константинопольского. Конфликт оставался неразрешенным столетиями, а захват Константинополя, ныне Стамбула, крестоносцами и смещение императора Византии, исповедующего православную религию, только подлили масла в огонь.
Однако после распада Советского Союза в 1991 году в центре конфликта находится возродившаяся Русская Православная Церковь, которая опасается за собственную идентичность и обвиняет Католическую Церковь в прозелитизме.
Иоанн Павел добился некоторого улучшения отношений с Русской Православной Церковью за рубежом, посетив Румынию, Грузию, Грецию, Украину и Болгарию за более чем 26 лет на посту главы Ватикана. Во время визита в Афины в 2001 году он публично покаялся в грехах, которые католики совершили 'делом или попущением против своих православных братьев и сестер'.
Однако Иоанн Павел так и не посетил Россию, в основном потому, что этому противился глава РПЦ Патриарх Алексий II, который считал разрыв двух церквей 'религиозной войной'.
Прозелитизм, осуществляемый любой церковью - это очень сложный вопрос для России, которая традиционно придерживалась православной веры, объясняет заместитель председателя думского комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Александр Чуев.
'Православная вера - это не просто часть нашей истории, культуры и традиций. Она стала неотъемлемой частью областей культуры, таких как архитектура, литература и стиля в жизни в целом', - говорит г-н Чуев.
Представитель Московской патриархии РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что для развития сотрудничества церкви 'должны перестать соревноваться в области миссионерства'.
'После распада Советского Союза многие в Римской Католической Церкви решили, что сейчас подходящий момент, чтобы попытаться захватить огромную территорию и население бывших советских республик', - сказал протоиерей.
'Многие православные верующие в то время считали католиков врагами, - добавил протоиерей Чаплин. Мы надеемся, что в будущем Католическая Церковь будет вести себя действительно по-братски по отношению к Православной Церкви'.
Председатель Конференции католических епископов России Архиепископ Тадеуш Кондрусевич согласен с тем, что двум церквям необходимо решить вопрос прозелитизма. Однако, по его мнению католическая Церковь не занимается прозелитизмом в России. Он также считает, что обеим церквям следует признать право людей самостоятельно выбирать себе религию.
Сразу после кончины Папы Римского Алексий II сделал жест доброй воли, высказав глубокие соболезнования Ватикану. В то же время, в своем послании он ссылался на сложности в отношениях между двумя церквями.
'Надеюсь, что, вступив в новый период, Римская Католическая Церковь сможет способствовать развитию взаимного уважения и братской христианской любви между нашими церквями', - сказал Патриарх.
На похоронах Папы Иоанна Павла II, которые состоялись в пятницу, от России присутствовал Митрополит Кирилл, который считается важной фигурой в иерархии РПЦ. В течение всей недели тема кончины и похорон понтифика широко освещалась в выпусках новостей по российским каналам, но ни один канал не транслировал похороны в прямом эфире.
Г-н Митрофанов даже считает, что этой теме уделяется слишком большое внимание.
'В конце концов, мы православная страна, - заявил он по телевидению. Участие наших СМИ в открытой активной пропаганде Ватикана, когда целый день нам рассказывают о традициях и порядках Ватикана, - это неправильно. Следует быть более осторожными'.
Далеко не все разделяют мнение г-на Митрофанова, который своими высказываниями навлек на себя шквал критики. Депутат Валерий Комиссаров высказал опасение, что предложение ограничить освещение этой темы может оскорбить католиков во всем мире.
Ведущий программы на радиостанции 'Эхо Москвы' Антон Орех высказался более резко: 'Умер самый великий наш современник. Не будет преувеличением сказать, что он был последним, кого можно было назвать образцом нравственности, порядочности и духовности для людей любого вероисповедания и даже неверующих. Давайте, по крайней мере, не будем вести себя как идиоты и позорить себя перед миром, устраивая обсуждения идиотских предложений, наподобие тех, которые исходят от Митрофанова'.
Статистические данные о количестве православных и католических верующих среди россиян сильно отличаются в виду того, что довольно сложно решить, кого из них считать таковыми. Однако число последователей Римской Католической Церкви колеблется у отметки в 500 тыс. человек, в то время как большинство урожденных россиян следуют своим православным корням.
Мало кто среди православных верующих в России согласен с тем, как руководители РПЦ активно борются против обращения в другую веру. Наоборот, они с радостью восприняли призывы понтифика к примирению. Среди таких россиян Елена Волкова, которая как раз готовилась поставить свечки в величественном Храме Христа Спасителя, расположенном в центре Москвы, когда ее спросили об ее отношении к кончине Папы Римского.
'Он был великим человеком для всех нас', - сказал она.
'Я очень сожалею о том, что ему так и не удалось посетить Россию, - добавил ее муж Александр Волков. - Он мог бы стать величайшим посланником мира'.
Однако другие беспокоятся о последствиях, которые распространение католицизма могло бы иметь для российской национальной самобытности.
'Существуют некоторые различия между нашими и католическими обычаями и традициями', - говорит Андрей Морозов, врач, 55 лет. Он ходит в церковь раз неделю и в настоящее время соблюдает пост перед православной пасхой, которая в этом году будет отмечаться 1 мая.
'Именно в этих отличиях и состоит наша самобытность, которая помогает нам реализоваться как уникальной нации, - говорит он. - Посмотрите, ведь мы уже и так носим джинсы, пьем пепси-колу, едим гамбургеры. Более того, мы посылаем друг другу 'валентинки' в День всех влюбленных'.
Эти различия сильно беспокоили Иоанна Павла II. Кардинал Любомир Гузар (Lubomir Husar), возглавляющий 5-миллионную Греко-католическую Церковь на Украине, которая заявляет о своей приверженности Папе Римскому, но в то же время придерживается ритуалов, очень сильно напоминающих православные, заявил в интервью на прошлой неделе о том, что ныне почивший Иоанн Павел II 'имел глубокое религиозное стремление построить общую основу для христианского единства'.
'Он принадлежал к той же семье славянских народов, - говорит Гузар. - Он хотел поехать в Россию, чтобы встретиться с людьми, с представителями (православной) церкви, найти с ними общий язык, а отнюдь не затем, чтобы обратить их в свою веру или навязать свои взгляды. Просто он искал духовного единения'.
Пятидневному визиту Иоанна Павла II в Украину в 2001 году предшествовали несколько дней уличных протестов, когда тысячи православных украинцев обзывали его 'предтечей антихриста'. Глава крупнейшей Православной Церкви Украины отказался встретиться с Папой Римским, а Алексий II посетовал на то, что визит Папы еще более осложнит отношения между двумя церквями Украины.
Тем не менее, на проповедь понтифика явились более 1 миллиона человек.
С одной стороны, тот факт, что Иоанн Павел II был поляком, способствовал его высокой заинтересованности в установлении связей с РПЦ. Однако, с другой стороны, это лишь привело к дальнейшему ухудшению отношений между двумя церквями.
'То, что он был поляком-славянином, лишь еще больше осложняло дело и усугубляло противоречия между Римской Католической Церковью и РПЦ, - говорит Александр Щипков, московский специалист по религиозным исследованиям. - Все многовековые политические споры между Россией и Польшей смешались с чисто религиозными делами. Если бы Папа Римский не был бы поляком, то, возможно, диалог между двумя церквями установился бы гораздо быстрее'.
Однако, по мнению Гузара, возобладали невежество и непонимание. Он выразил надежду на то, что следующий Папа Римский будет также глубоко осознавать свою духовную миссию, как Иоанн Павел II, но добавил, что Ватикану следует дать православным более четкое представление о том, что подразумевает единство между двумя церквями. Такое описание позволит Православной Церкви 'сохранить себя', сказал он.
'Но мы к этому еще не готовы, хотя, возможно, мы не так много об этом говорим', - добавил он. 'Мы хотели бы поделиться с ними нашими взглядами. Мы могли бы даже предположить, что, возможно, Алексий II хотел бы стать кардиналом Римской Католической Церкви. Подобные амбиции не редкость среди католиков, и в этом состоит одна из причин неудачных попыток добиться духовной общности'.
Но произойдет ли 'чудо', если следующий Папа продолжит попытки разрушить эту стену религиозного непонимания? Гузар утверждает, что произойдет нечто, подобное неожиданному распаду Советского Союза.
Тем не менее, некоторые православные россияне полагают, что слишком тесное сближение не очень-то и желательно.
'Мы должны сохранить свою самобытность, - говорит Морозов, врач по специальности. - Мы должны иметь возможность действовать по своему разумению, если хотим выжить. Именно поэтому я против того, чтобы Католическая Церковь распространяла свое влияние на наше православное государство. Я очень рад и горжусь тем, что наше Рождество отмечается в другой день и что у нас нет ничего подобного пасхальному кролику. Пусть так все и останется'.