Судьба несчастного царя Бориса Годунова волновала самых великих российских художников. Благодаря национальному поэту Александру Пушкину, вдохновленному королевскими трагедиями Шекспира, она попала на сцену. Его трагедия 'Борис Годунов' послужила основой для великой оперы Модеста Мусоргского о царе. Петр Чайковский и Сергей Рахманинов тоже пробовали себя в озвучивании пушкинской трагедии, но не закончили свои произведения.
Годунов умер 400 лет назад, 13 апреля 1605 г. и был похоронен в Архангельском соборе в Кремле, в нескольких метрах от своего предшественника Ивана IV, нареченного Грозным, которому и был обязан своим восхождением.
Эта дата окрылила воображение московской интеллигенции, и вот она уже видит связь между XVII и XXI веком. Потому что тогда, как и сегодня, в Кремле правил тайный агент. Годунов не был потомственным дворянином, а начал свою карьеру в опричнине - личной охране и отрядах агентов Ивана Грозного. Он был одним из руководителей этой страшной организации, которая казалась государством в государстве и стояла над всеми законами.
Владимир Путин тоже начал свою карьеру в спецслужбе. И он, третий сотрудник спецслужбы, оказавшийся в Кремле, не скрывает, что преклоняется перед вторым правителем, вышедшим из этой же профессии, угрюмым шефом КГБ Юрием Андроповым. Именно во времена его правления Путин стал чекистом.
Власть бояр
У Пушкина народ приветствует царя, когда после коронации тот выходит из кремлевского собора. Однако за спинами людей стоят охранники, грозящие побоями каждому, кто не захочет ликовать. Восхищение Путиным в народе пять лет назад было вполне искренним. Но уже тогда демократическая оппозиция считала, что это результат ловкой работы со СМИ. Молодой, подающий надежды, дзюдоист, непьющий, он подавался как противоположность растерянному, больному алкоголизмом отекшему от гормональных препаратов Борису Ельцину, которого тоже сначала называли добрым царем Борисом. Потому что злым Борисом в народе считается Годунов.
Но популярность Путина падает. Два года назад, по результатам опросов, его поддерживало 65% россиян, сегодня же их всего 40%. Судьба Годунова, тайного агента, воцарившегося в Кремле, которого крупное дворянство всегда считало узурпатором, быстро завершилась, по крайней мере по Пушкину. Годунов потерял доверие народа, возлагавшего поначалу, по сообщению современников, на него свои надежды. Народ не хотел верить его заверениям в непричастности к убийству молодого наследника престола.
Народ, как движущая сила, определяющая политику - эта тема была центральной в новой инсценировке пушкинской трагедии, которую поставил строптивый режиссер Юрий Любимов осенью 1982 г., всего несколько месяцев спустя после того, как к власти пришел Андропов. Билеты на премьеру в театр на Таганке, занимавшего первое место среди лучших московских сцен, продавались на черном рынке за рекордные суммы. Но партийные цензоры не могли смириться, что Любимов перенес пьесу в современность, и что само собой напрашивались параллели между опричниной и КГБ, между Годуновым и Андроповым. За несколько часов до премьеры спектакль сняли. Любимов эмигрировал за границу и вернулся в Москву только после распада СССР.
После этого случая Кремль попытался организовать PR-наступление: телевидение представляло Андропова как человека с нежной и тонкой душой, конечно же, любящего лирику, прежде всего Пушкина и, более того, самого пишущего стихи. Интеллигенция ответила на это восхваление гневом, насмешками и отчаянием. Ведь Андропов, объявлявший диссидентов душевнобольными, считался врагом всякого свободомыслия и всякого независимого творчества.
Для Андропова, изобретателя психбольниц для инакомыслящих, Путин, изобретатель 'управляемой демократии', повелел повесить мемориальную доску на центральном здании спецслужбы на Лубянке, тем самым восстановив против себя московских демократов. Они считают 'управляемую демократию' лишь удушением демократизации.
Напротив, великорусские империалисты считают, что Путин еще слишком мягко обходится с 'западниками', требующими демократии. Они упрекают его в потере контроля над Грузией в результате 'революции роз' и над Украиной с ее 'оранжевой революцией'. Как считает Москва, Украина потеряна только из-за того, что ее увел у России польский президент Квасьневский, выступивший в решающий момент посредником ЕС. Борис Годунов 400 лет назад потерял поддержку бояр, крупного дворянства, в том числе и из-за того, что не мог взять под свой контроль очаг войны на Юго-Западе империи и не смог отразить наступление поляков.
Впервые вспомнили о Годунове в российских СМИ пять лет назад всего через несколько месяцев после воцарения Путина в Кремле. Летом 2000 г. после взрыва на борту затонула атомная подводная лодка 'Курск'. Однако Путин отправился на место гибели в открытом море только после того, как тогда еще независимая пресса несколько дней настаивала на этом.
Либеральная газета 'Сегодня' опубликовала на своей первой полосе фотографию, изображавшую Путина в меховой адмиральской шапке у палубных поручней. Под фотографией - цитата из Пушкина: 'Тяжела ты, шапка Мономаха'. Так называется царская шапка, украшенная мехом, в которой, якобы, короновался Великий князь Владимир Мономах в XII веке. Мусоргский превратил эту строку Пушкина в знаменитую арию, в которой триумф уступает место растерянности: 'Достиг я высшей власти. . .' Потому что он не знал, что делать с этой властью. Именно эта бесцельность и отсутствие концепции ставится в вину Путину во все более широких кругах московской элиты.
Годунов попытался дисциплинировать бояр и народ. Тщетно. Московиты толпами перебегали к его врагам. Андропов тоже организовал борьбу за дисциплину, с помощью которой предполагалось поднять производительность труда и умерить алкоголизм. И тоже тщетно. И Путин, хотя и дисциплинировал олигархов, современных бояр, а также и прессу (либеральная газета 'Сегодня', например, не существует). Однако народ оказался строптивым, как показали в последние недели демонстрации против отмены социальных льгот.
И тем не менее, повторение событий 400-летней давности считают невозможным даже самые заядлые сторонники диких теорий заговора. Вскоре после смерти Годунова наступила 'смутное время', многолетняя гражданская война. Слабостью России воспользовались поляки, они прорвались в Москву и даже заняли Кремль. Гроб Бориса Годунова к тому времени был уже удален из Кремля и отправлен в склеп одного из монастырей. Он находится, по воле случая, недалеко от Лубянки.