Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Новый конфликт России и Германии по поводу перемещенных ценностей'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это могло бы стать жестом доброй воли. Всего за несколько до 60-ой годовщины окончания Второй мировой войны Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открыл выставку "Археология войны. Возвращение из небытия". На ней представлены 350 памятников искусства, преимущественно из Берлинской античной коллекции, которые были конфискованы Красной армией и с тех пор хранятся в архиве московского музея

Это могло бы стать жестом доброй воли. Всего за несколько до 60-ой годовщины окончания Второй мировой войны Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открыл выставку "Археология войны. Возвращение из небытия". На ней представлены 350 памятников искусства, преимущественно из Берлинской античной коллекции, которые были конфискованы Красной армией и с тех пор хранятся в архиве московского музея.

Напряженный труд российских специалистов в течение пяти лет позволил подготовить к выставке фрагменты античных ваз, скульптур и фресок, происходящих из античного Средиземноморья. Немецкие историки уже несколько десятилетий подряд ждут возможности увидеть эти сокровища античного искусства, впервые выставляемые на суд российской общественности. Выставка продлиться до 2 октября.

Но жеста доброй воли не получилось: немецкая сторона не была проинформирована о выставке вплоть до момента ее открытия. Председателю фонда Прусского культурного наследия Клаусу-Дитеру Леманну (Klaus-Dieter Lehmann) такой подход напоминает 'политику секретности времен холодной войны'.

Как заявил Леманн в беседе с корреспондентом Tagesspiegel, в течение нескольких лет он обращался с просьбой о предоставлении доступа к архивам музея им. Пушкина, предлагая при этом своим московским коллегам помощь в экспертной оценке материала и организации выставок. Еще в 2004 году один из сотрудников музея им. Пушкина посетовал в разговоре с Леманном, как тяжело проводить инвентаризацию немецких предметов искусства. 'Я заявил ему о своей готовности привести в Москву списки утраченных предметов из Берлинской коллекции', - вспоминает Леманн. 'Но он просто ответил: Это секретные архивы. Иностранцам туда нельзя'.

Хотя методы управления директора музея им. Пушкина не всегда находят понимание и среди ее российских коллег, такой подход далеко не является исключением. Ее недавние выпады по поводу перемещенных в войну ценностей вызвали негодование у представителей германских ведомств культуры и музеев. Речь зашла о коллекции ангальтского серебра, хранящаяся в Петербургском Эрмитаже. Серебро было конфисковано у исконного владельца герцога Эрнст Ангальтского (Ernst von Anhalt) сначала нацистами, а затем Советами. Сам герцог умер в 1947 году в одном из трудовых лагерей Сибири.

Но так как он позже был реабилитирован как жертва сталинизма, коллекция согласно российскому законодательству должна быть возвращена потомкам герцога. Российский министр культуры Александр Соколов неоднократно заверял свою германскую коллегу Кристину Вайс (Christina Weiss) в том, что коллекция будет возвращена. Однако руководство Эрмитажа по-прежнему противится проведению законной реституции. Аналогичная история приключилась и с Бременской Балдинской коллекцией. Уже достигнутая договоренность о ее передачи германской стороне была отменена непосредственно Государственной Думой. Похожая судьба и у картины Рубенса "Тарквиний и Лукреция", возвращение которой не состоялось из-за отсутствия у российского руководства политической воли.

В течение долгого времени германская сторона в переговорах с Россией проявляла терпение. Сейчас же намечается изменение этого курса. В конце апреля руководители ведущих музеев ФРГ заявили о провале прежней политики на переговорах о возврате культурных ценностей. Несколько дней спустя министр культуры ФРГ Кристина Вайс впервые обрушилась с резкой критикой на российской руководство.

Конечно, она с сожалением и стыдом вспоминает о тех невосполнимых утратах, которые 'нацистские варвары нанесли культурному достоянию России, - заявила Вайс. - 'Но должна ли современная Германия, имеющая тесные дружеские связи с Россией, из-за своей исторической вины смиряться с утратой собственного национального культурного достояния?'.

Такая позиция российской стороны вызывает сожаление, тем более что германская сторона неоднократно доказывала свою готовность к культурному сотрудничеству, считает Вайс. В качестве примера она привела помощь Германии в реконструкции разрушенной янтарной комнаты, восстановлении храма в Волотово и реставрации органа Санкт-Петербургской филармонии в качестве подарка немецкой стороны к 300 юбилею города.

Всего неделю назад, продолжает Вайс, фонд Прусского культурного наследия возвратил России картину французской школы живописи, идентифицированную всего четыре месяца до этого. Кроме того, Вайс ездила в Петербург, чтобы вместе с Клаусом-Дитером Леманном подарить музею копию скульптуры "Молящийся мальчик". А два дня назад Вайс и Леманн были огорошены новостью об открытии упомянутой выставки в музее им. Пушкина. 'Друзья не должны так поступать друг с другом', - считает министр культуры ФРГ.

Время для проведения такого культурно-политического мероприятия выбрано не случайно. В канун всеобщего празднования годовщины окончания войны российская общественность очень чувствительна к вопросам, касающимся войны. Однако реакции с российской стороны пока не последовало. Руководство музея им. Пушкина и Минкультуры России пока никак не комментируют упреки со стороны Вайс. И только член Совета Федерации Людмила Нарусова в беседе с изданием 'St. Petersburger Times' призвала к 'цивилизованному подходу' в вопросе о возврате ангальтского столового серебра. Ведь речь, по ее мнению речь, идет не о предметах трофейного искусства, а об имуществе человека, незаконно посаженного в тюрьму. Нарусова призвала также и Госдуму в вопросах трофейного искусства в будущем больше работать головой, а не кулаками.