Виктор Ющенко может смело подписывать с олигархами мировое соглашение о прекращении любых действий на реприватизационном фронте. Потому что в руки ему попало оружие, возможно, не менее мощное, чем аргумент о незаконно отчужденных государственных предприятиях.
Этот компромат базируется на данных по так называемому дерибану по налогу на добавленную стоимость (НДС).
По этой схеме из государственного бюджета живыми деньгами ежегодно воровали миллиарды гривен. Технология была непростая. Украинское законодательство предусматривает компенсацию НДС экспортерам.
Для получения средств компании нужно задекларировать определенные объемы фиктивного экспорта товаров. Тогда государство по закону должно выплатить этой фирме тот объем НДС, который та якобы заплатила в бюджет, когда несла затраты по изготовлению этих товаров.
Конечно, существует определенная процедура проверки, является ли задекларированный экспорт действительным. Тем не менее скоординированная система коррупции, которая включала в себя таможню, налоговую, и руководствовалась из высших кабинетов государства, позволила делать все с формальной точки зрения более или менее пристойно. Фикции государство "не замечало".
НДСный дерибан в Украине стал национальным спортом. Такими схемами не пренебрегали ни большие нефтяные компании, ни маленькие фирмы-однодневки. Огромное количество отечественных компаний, имеющих хороших юристов и коррупционные пути во властные структуры, не пренебрегали такой статьей прибыли как компенсированный фиктивный НДС.
(Кстати, нет никаких причин считать, что сейчас это явление исчезло. Слишком велик соблазн для чиновников и бизнесменов продолжить заниматься таким криминальным бизнесом, слишком дырявое украинское законодательство в этой сфере).
При этом все большие объемы фиктивного экспорта начали раздувать официальную статистику. "Изготовленные" и "проданные за границу" товары считались ростом промышленного производства, соответственно поднимали показатели экспорта и самого главного показателя валового внутреннего продукта (ВВП). Рост ВВП в силу отсутствия более доскональной системы оценки развития страны сейчас является синонимом экономического прогресса.
Таким образом, мы имеем факт, что рост ВВП за предыдущие годы был фальсифицирован. Масштаб фальсификаций - колоссальный.
Если скорректировать данные роста ВВП за прошлый год на заявленные СБУ 30 млрд. грн., то выйдет, что экономическое возрастание прошлого года было не 12,1%, а всего лишь 2,6%. "Восточноевропейский тигр", как называли Украину благодаря ее большим темпам роста, сейчас оказался котенком?
Следует отметить, что у экономистов давно были подозрения. Неофициально эксперты признавали, что фантастические темпы экономического роста, которые были в Украине в 2004-му году, частично были "дорисованы" Госкомстатом, а частично - таможней. Тем не менее профессиональная этика не позволяла им открыто заявлять о подозрениях в неправдивости государственной статистики, поскольку явных подтверждений подделок макроэкономических данных не было.
Вместе с тем, конечно, экономическое возрастание было (этого не может не заметить только слепой), однако каким именно - нам, к сожалению, не станет известно. Ведь колоссальная доля теневой экономики не позволяет в Украине делать практически никаких экономических расчетов, поскольку "тень" живет своей жизнью, скрытая от экономистов и аналитиков так же тщательно, как и от сборщиков налогов и других членов правительства.
Какие последствия выявленного колоссального по мировым масштабам дерибана? Их несколько.
1. Международная дискредитация украинской статистики. Инвесторы из дальнего зарубежья, которые в своих решениях ориентируются на статистические данные, очевидно, потеряют доверие к Украине.
Такие показатели как экспорт, импорт, ВВП - это важнейшие черты экономического портрета страны. А сейчас этот портрет превращается в рисунок какого-то слабого чудовища. Что украинцы скажут иностранцам - что оказывается, их страна почти не растет, а вместо этого опережающим темпом ворует у себя?
Легенда о беспрецедентном экономическое росте в Украине теперь может войти в антологию беспрецедентного вранья. Прежняя власть, рапортовавшая об экономических достижениях, дискредитирована - хотя кому от этого легче? Янукович и эсдеки - безнадежные политические трупы, но что дальше?
2. Нынешняя власть автоматически получает возможность скорректировать показатели экономического роста. Теперь у "помаранчевых" будет все ОК - производство, экспорт и ВВП будут рости процентов на 5 быстрее, что будет свидетельствовать об успеваемости нового курса.
Однако - автор этих строк теперь вряд ли поверит этому. Только при условии, что власть даст гарантии, что сейчас НДС-дерибан невозможен в принципе.
3. Государство получает сверхмощный рычаг влияния на большой бизнес - еще более масштабно, чем в случае с реприватизацией. К таким преступлениям причастны даже те компании, которые не воровали у государства заводы и пароходы, а работали внешне честно. Их можно долго и успешно шантажировать, а они могут долго и щедро откупаться деньгами из тех украденных миллиардов.
При этом риск здесь такой же, как и с реприватизацией. Снова неназванные списки, снова непонятно, как и кого будут наказывать. Будут ли наказывать вообще? Ведь тогда придется "трусить" сотни больших предприятий, что станет однозначным негативом для экономики.
Снова будет мировое соглашение, уже второе по счету? Через полгода тяжелых раздумий Ющенко и противоречивых заявлений Тимошенко, Кинаха, Пискуна и Порошенко, а на этот раз, наверное, еще и Катеринчука и Турчинова?
Игорь Луценко, экономист