Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Григорий Явлинский: Настоящие реформы еще предстоит начать

Григорий Явлинский: Настоящие реформы еще предстоит начать picture
Григорий Явлинский: Настоящие реформы еще предстоит начать picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Любая 'дорожная карта', разрабатываемая для реформ в России, должна прежде всего содержать в себе институциональную инфраструктуру, без которой не обходится ни одна развитая страна

Friday, June 24, 2005. Issue 3194. Page 8.

Любая 'дорожная карта', разрабатываемая для реформ в России, должна прежде всего содержать в себе институциональную инфраструктуру, без которой не обходится ни одна развитая страна.

Как и на вопрос о системе основополагающих ценностей, на вопрос о том, что первично - высокий уровень экономического развития или высокий уровень сопровождающих его институтов - простого и прямого ответа не имеется. И первое, и второе должно развиваться параллельно. Пытаться создать прогрессивные институты в застойном и нищем обществе и думать, что они будут эффективно работать в таком обществе, совершенно бессмысленно. Однако не менее бессмысленно было бы полагать, что экономический рост автоматически приводит к появлению более эффективной и менее коррумпированной системы государственного управления и независимой и квалифицированной судебной системы; к строительству вооруженных сил, достойных оборонять развитую страну; к работе современной системы образования. И считать, что следствием экономического роста непременно станет возникновение эффективных институтов проведения экономической политики, эффективных надзорных органов в банковском и финансовом секторе или справедливой и опять же эффективной системе социальной поддержки населения, также нет никаких оснований.

Именно поэтому первый вопрос, которым следует задаться - институциональные преобразования, которые станут не продуктом, но лишь начальным условием для удвоения ВВП и достижения других амбициозных целей, которые поставило перед собой наше правительство. При этом 'институциональная реформа' не означает, что надо всего лишь еще раз сыграть в слияние министерств и перетасовку кадров. Реформа должна быть направлена на сам институт государственной службы, и в ее результате должна измениться мотивация людей, соглашающихся работать на государство. Необходимо обеспечить привлекательность государственной службы для талантливых, энергичных и творчески мыслящих людей - на фоне резко повышенных требований к их квалификации и честности. В ходе такой реформы не только должны значительно повыситься тарифные разряды государственных служащих, но и система оценки результатов их работы. Кроме того, государственным служащим необходима система законной мотивации на продолжение чиновной карьеры, а те, кто нарушает четко очерченные правила работы и этики, должны подвергаться наказанию. Деятельность государственных органов должна быть отрегулирована до мелочей для повышения ее прозрачности и предоставления обществу и парламенту доступа к соответствующей информации.

Вторая область, которой требуется уделить особенное внимание - это суды. В случае отмены принятых ранее судебных решений те, кто работает в судебной системе, должны в гораздо большей степени, нежели сейчас, привлекаться к ответственности на решения, принятые без соответствующих оснований. К ответственности необходимо привлекать и любого, в том числе и любого из представителей исполнительной власти, за какие бы то ни было попытки оказать давление на суд. Жесткость и неотвратимость наказания за неправомерные судебные решения должна быть такой, чтобы она перевешивала потенциальные выгоды от принятия подобных решений. Надзор за работой судебной системы должен строиться таким образом, чтобы интересы ни одной из политических группировок не могли довлеть над интересами других. И в то же время судьям должна быть предоставлена справедливая и эффективная степень иммунитета. Наконец, должна быть сформирована система пересмотра вердиктов, которые в прошлом, возможно, были вынесены незаконно.

Чтобы наши суды наконец заработали, России, вне всякого сомнения, необходимо принять - и, что немаловажно, впоследствии выполнять - законы по предотвращению коррупции и борьбе с организованной преступностью. Обычные и даже общепринятые методы борьбы с этим злом не заработают никогда. Нам необходимы специальные ведомства, обладающие соответствующими полномочиями и инструментами, юридически подкованные, но при этом полностью отвечающие за свои действия. В других странах есть и теории, и опыт их практического применения, который позволил многим решить подобные проблемы. Все, что нужно нам, чтобы начать этот процесс - политическая воля.

Еще одна область, где институциональная реформа критически важна - это свобода информации. В стране существует настоятельная необходимость разработки четких критериев событий, в ходе которых может ограничиваться свобода доступа к информации и ее распространения. Должны быть разработаны правила, в соответствии с которыми те, кто нарушает эти правила и нормы профессиональной этики, подвергались бы наказанию. В противном случае общество никогда не разорвет порочный круг информационного голодомора, в котором средства массовой информации используются практически исключительно в качестве экономического и политического оружия. В этом круге обречены на провал даже самые благие намерения по реформе политической и экономической системы.

Кроме того, уже давно назрели реформы в секторе естественных монополий и жилищно-коммунальном хозяйстве. Сегодня перестройка этих секторов идет, однако идет она не в том направлении - точнее, ее ведут не в том направлении. Мы утонули в бесконечных дискуссиях по реорганизации, слияниям и разнообразным перегруппировкам. Каков бы ни был их результат, прозрачности финансовых потоков, обращающихся в этих важнейших для страны секторах экономики, они не увеличат.

И, наконец, еще одна серьезнейшая часть институциональной реформы - реструктуризация основы современного социального государства - системы социальной поддержки, пенсионного обеспечения и трудовых отношений. От проведения такой реформы нельзя просто отказаться на том основании, что у россиян, дескать, низкие доходы, а финансовые ресурсы государства ограничены. Сильное социальное государство - не результат экономического развития, но необходимое условие такого развития. Рабочие, у которых нет минимально приемлемой заработной платы, живущие под страхом необоснованного увольнения, под угрозой заболеть и пустить все свои деньги на медицинские расходы, или под угрозой остаться в старости без гроша за душой, не могут играть сколько-нибудь серьезную роль в постиндустриальном обществе 21-го века.

Проводя эти реформы, не следует также забывать и о втором направлении нашей 'дорожной карты'. Нам необходимо стимулировать долгосрочные инвестиции и экономическую деятельность сложных высокотехнологичных производств. Естественно, слишком сильное вмешательство государства в экономику вредит как самой экономике, так и обществу и приводит к низкой эффективности работы и разного рода злоупотреблениям, поскольку государство таким образом поощряет нерациональное экономическое поведение, что не может не сказаться на темпах роста. Однако, с другой стороны, не вызывает никаких сомнений то, что государству, чтобы раскрутить стартер новой экономики и повысить ее конкурентоспособность, необходимо включиться в привлечение ресурсов и предпринимателей к конкретным наукоемким производствам, в которых требуется долгосрочное планирование и способность идти на более высокий риск. Из-за этого указанные области экономики не могут не быть зависимы от проявлений доброй воли со стороны властей. Избавление же от вмешательства некомпетентной бюрократии в экономические процессы - это обязательное условие вхождения России в число стран с развитой постиндустриальной экономикой.

Еще одно из обязательных условий - широкое и высокоэтичное деловое сообщество, настроенное на совместную работу с правительством. Государство и бизнес обязательно должны сотрудничать, поскольку сегодня способность экономики выдерживать конкуренцию в глобальных масштабах напрямую зависит от конкурентоспособности власти, от ее способности снижать долгосрочные риски и защищать национальное деловое сообщество от негативных внерыночных воздействий. Создание эффективного частно-государственного партнерства и создание для обеих сторон этого процесса эффективной мотивации на то, чтобы стараться приспособиться к реалиям быстро меняющейся глобальной экономики - наиважнейшее направление движения управляемой модернизации.

Третье направление реформ проходит через области, которые могут и должны обеспечить страну ресурсами для экономического и социального развития в будущем, но для этого в них необходимы коренные преобразования. Речь идет об образовании и науке, которые дадут нам интеллектуальные ресурсы, и о национальном финансовом секторе, который даст необходимый капитал. Необходимость реформирования этих секторов обсуждается уже давно, и рассматривались уже десятки вариантов того, как это сделать. Однако при этом и количество, и качество практических шагов в данном направлении совершенно разочаровывает. То, что уже сделано, привело лишь к полной неспособности этих важнейших секторов найти решения для серьезнейших проблем, с которыми сталкивается страна, и их недоразвитость уже сейчас тормозит экономический рост. Без государственной политики эти области - центральные для любой программы общественной модернизации - просто не смогут работать.

Естественно, вышеперечисленные примеры охватывают далеко не весь перечень областей человеческой деятельности, в которых России необходимо пройти преобразования. Существует настоятельная необходимость реформы политической системы, спецслужб, а также внешнеполитической и здравоохранительной деятельности. Однако часто произносимое заклинание о том, что, мол, самые главные реформы уже позади - попросту ложь. Реформы - в прямом смысле этого слова - пока так и не начались. И, чтобы начать их, чтобы вступить на этот долгий и трудный путь, нам необходимо сначала взглянуть в лицо реальности, каким бы неприятным оно ни оказалось, и проявить несгибаемую политическую волю.

Григорий Явлинский - председатель партии 'Яблоко'. Данная статья - окончание его развернутого комментария для The Moscow Times

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Григорий Явлинский: 'Дорожная карта' российских реформ ("The Moscow Times", Россия)

Григорий Явлинский: Новый год в путинской России ("The Moscow Times", Россия)

Григорий Явлинский: Что случилось с Россией? ("The International Herald Tribune", США)

Григорий Явлинский: Иностранные журналисты в России ("The International Herald Tribune", США)

Григорий Явлинский: До 2008 года в России ничего не произойдет ("Die Welt", Германия)

Явлинский: 'Для Путина государство превыше всего' ("Der Tagesspiegel", Германия)

Явлинский: Без свободной рыночной экономики потенциал России останется нераскрытым ("Handelsblatt", Германия)

Явлинский: 'Путин не имеет ничего против демократии - она ему безразлична' ("Die Welt", Германия)

Григорий Явлинский: 'Россия - это уже не Советский Союз, но и не демократическая страна' ("La Vanguardia", Испания)

Григорий Явлинский: Война между государством и олигархами разрушительна для России ("La Stampa", Италия)

Григорий Явлинский: России следует поддержать "холодную войну" против Ирака ("The Financial Times", Великобритания)