'Для чего, собственно, нужна история?', - этот на первый взгляд наивный вопрос в течение тысячелетий заставляет задумываться над прошлым, будущим и, самое главное, он заставляет задумываться об ответственности. Этими словами начинается книга французского историка Марка Блока (Marc Bloch) 'Апология истории'. Его ответ таков: 'История призвана открыть путь к истине и справедливости в процессе поиске причин и выяснения обстоятельств'.
Лишь четкое осознание действительности через призму нашего прошлого позволяет проводить политику, направленную в будущее. Чем глубже понимание истории, тем дальновиднее взгляд в будущее. Такое понимание было востребовано во время празднования годовщины основания Кенигсберга, именуемого сегодня Калининградом. Вникнуть в историю этого города не обычная задача. Он олицетворяет как верх европейского мышления, так и боль и страдания многих, и историческое наследие города выходит далеко за пределы его границ. Оно говорит о европейской идентичности города, тогда как многообразная память людей находит выражение в стремлении к процветающему будущему.
Мы, немцы умеем нести ту ответственность за судьбы народов этой части Европы, которая выпала на нашу долю в прошлом столетии. Осознание этой ответственности неделимо и поэтому не может ограничиваться нашими сиюминутными отношениями с той или иной страной. Напротив, доверие к германской политике предполагает историческую ответственность, основанную на понимании.
В связи с упомянутыми торжествами это означает, что правильная политика должна сочетать в себе три важных элемента: признание нашего собственного исторического наследия Кенигсберга, дружеские знаки признания своей исторической ответственности в отношении России, а также не менее однозначно в отношении Польши и государств Балтии - все это с прицелом на хорошее будущее этого многострадального региона Европы.
Канцлер ФРГ должен понимать это и в соответствующей форме содействовать тому, чтобы круг участников празднований соответствовал масштабу события. В этом случае торжества стали бы уникальным шансом проявить европейскую солидарность и продемонстрировать, что добрые отношения канцлера ФРГ и президента Франции с главой российского государства не представляют собой основания для опасений или скептицизма для восточных членов ЕС. Это актуально, в том числе, и в связи с нынешним кризисом доверия внутри ЕС. Однако канцлер стал заложником своей политики, чья односторонняя линия и безответственное отсутствие всякой критики по отношению к Москве уже не воспринимается всерьез, а лишь ведет к углублению пропасти и ран в чувствительных отношениях с нашими восточными соседями.
Этот этап политики Шредера демонстрирует ужасающее пренебрежение историей и говорит о роковом отсутствии европейского политического чутья и такта. Вместо того чтобы заниматься поиском особого пути и инсценировкой сомнительного самосознание, внешней политике ФРГ в первую очередь следует укреплять доверие в глазах европейских партнеров, что, в конечном счете, пойдет на пользу стабильности в отношениях ЕС с Россией.
Это относится и к продуманному подходу к необычной символической силе Калининграда, к которой так подходят слова Марка Блока: История "включает в себя богатый опыт человеческого разнообразия, это длительная встреча людей. В жизни и науке следует всеми силами стремиться к тому, чтобы эта встреча приобрела братский характер'.
Вольфганг Шойбле, заместитель председателя фракции ХДС в бундестаге по вопросам внешней и европейской политики и политики безопасности