Когда Владимир Рыжков говорит о Москве, то с удовольствием сравнивает российскую столицу с другой далекой столицей. 'Москва - российский Лагос', - говорит депутат парламента.
По его словам, нефтяное богатство, как и в нигерийской столице, сделало сказочно богатыми лишь немногих людей, все остальные вынуждены жить в нищете. Общественную жизнь характеризовали коррупция и новые чванливые выскочки. Процессы развития и реформы от изобилия нефтедолларов уступили место стагнации. 'Россия превратилась в нефтегосударство с авторитарным режимом', - говорит Рыжков.
Молодой политик с далекого Алтая является одним из последних независимых от Кремля депутатов Думы, и когда Рыжков прибегает к таким сравнениям, то речь также идет о политической ориентации. Но в своих оценках он не одинок. Тревога по поводу доминирования сырьевых ресурсов растет не только среди критиков Кремля, но и среди членов правительства. Опасения заключаются в том, что чем выше цена на нефть и газ на мировом рынке, тем меньше готовность к проведению экономических и политических реформ.
Конца роста цен не видно
Россия со времени финансового кризиса 1998 года извлекла выгоду из неслыханного бума. В то время доходы страны от экспорта нефти составляли 15 млрд. долларов США. В этом году они могут оказаться в шесть раз выше. С экспортом газа, цена на который увязывается со стоимостью нефти, происходит то же самое. В связи с большим мировым спросом перспективы прекращения повышения цен не видно.
Но одновременно у российского президента Владимира Путина, судя по всему, постепенно пропадало желание проводить реформы. Первые новшества, такие, как снижение налога на предпринимательство или усиление контроля над губернаторами, еще вызывали за рубежом одобрение. Правда, чем большую прибыль приносила энергетика, тем больше, как кажется, Кремль заботило лишь одно: контроль над российскими сырьевыми ресурсами. Путин постепенно назначал главами нефтяных и газовых концернов своих людей. И когда нефтяной концерн ЮКОС стал проводить самостоятельную политику, его менеджеры получили удавку в виде процесса по делу о налогах, что привело к разрушению концерна.
Министерство выступает за отделение государства от экономики
Структурные изменения, каковых требуют также реформаторы в российском правительстве, застряли на полпути. 'Цена на нефть слишком высока для проведения инноваций', - говорит Кирилл Андросов, отвечающий в российском Министерстве экономики за вопросы реформирования инфраструктуры. Андросов якобы думает также над тем, как можно было бы разрушить такого полугосударственного монополиста, как газовый гигант 'Газпром'. В министерстве либерала Германа Грефа выступают за то, чтобы разделить 'Газпром' на несколько частных предприятий.
Министерство требует помимо этого отделения государства от экономики. Но главная задача заключается в том, чтобы сделать независимой российскую судебную систему и таким образом обеспечить инвесторам большую правовую безопасность. Однако сопротивление подобным планам велико, прежде всего, со стороны государственных чиновников, получивших при Путине доступ к ресурсам страны.
'Новые олигархи формально не предприниматели, а сотрудники силовых структур', - говорит экономический эксперт Михаил Делягин. Инвестиционная активность под давлением сохраняющейся неуверенности спала, кстати, и в прибыльном сырьевом секторе, как это констатирует в своем последнем докладе о России Всемирный банк. Банк объясняет это усилением 'государственного вмешательства в ущерб частным предприятиям'.
Реформаторы в руководстве добиться своих целей пока не смогли. Но в Министерстве экономики пока еще теплится надежда на то, что Россия станет страной, способной процветать и без нефти и газа. 'У России есть деньги, и у России есть ум, - говорит чиновник Андросов. - То и другое надо всего лишь соединить'.