Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе во время запланированных на июль президентских выборов в Киргизии предстоит серьезное испытание. Тщательной проверке подвергнется не только Киргизия, но и сама ОБСЕ.
Эта бывшая советская республика выбирает преемника Аслана (так в тексте, имя бывшего президента Киргизии - Аскар - прим. пер.) Акаева, который в марте бежал из Киргизии после народного восстания, во время которого восставшие штурмовали правительственные здания. Подготовка к выборам была отмечена ожесточенными демонстрациями, которые вызывают обеспокоенность относительно политической стабильности.
ОБСЕ, являющаяся общеевропейским органом безопасности, пытается поддерживать спокойствие и готовится к мониторингу намеченных на 10 июля выборов. Оценки результатов выборов по опросам на выходе, которые эта организация даст на следующий после голосования день, сыграют ключевую роль при определении того, будут ли избирательные итоги признаны законными в самой Киргизии и во всем мире.
'Мы прилагаем максимум усилий и средств, пытаясь обеспечить мирное урегулирование ситуации', - говорит министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель, председательствующий в этой организации, которая включает 55 стран-членов.
Господин Рупель хорошо знает, что Соединенные Штаты и страны Евросоюза широко поддерживают усилия его организации по наблюдению за выборами, и что в то же самое время Россия и ее союзники из бывшего Советского Союза подвергают эти усилия мощному огню критики.
Москва была возмущена ролью ОБСЕ в выборах, которые за прошедшие полтора года привели к власти двух ориентированных на Запад президентов из стран ее бывшей империи: Михаила Саакашвили в Грузии и Виктора Ющенко на Украине. Кремль обеспокоен тем, что будущие выборы могут приносить такие же изменения.
Относительно Киргизии такая обеспокоенность существует в меньшей степени. Соединенные Штаты и Россию здесь больше волнует возможность возникновения беспорядков. И американские, и российские дипломаты поддержали недавнее решение Курманбека Бакиева, исполняющего обязанности президента, и Феликса Кулова, заместителя премьер-министра и его основного соперника, баллотироваться вместе.
Тем не менее, Россия боится того, что если ОБСЕ хорошо проявит себя в Киргизии, ее престиж значительно вырастет накануне конкурентных выборов на других территориях бывшего Советского Союза, особенно в Казахстане, где в декабре предстоит выбирать президента.
Ожидается, что президент-ветеран Нурсултан Назарбаев, правящий страной с 1989 года, будет баллотироваться снова. Он популярен в стране, однако свою власть он последовательно укрепляет репрессивными методами, в том числе, установлением контроля над оппозиционными политиками и журналистами.
Назарбаев стремится поддерживать хорошие отношения с Москвой и Вашингтоном. Однако своими авторитарными политическими инстинктами он похож на российского президента Владимира Путина - а Путин не хотел бы стать свидетелем падения еще одного авторитарного правителя, он даже против того, чтобы тот подвергся серьезному давлению в ходе выборов.
Те же соображения относятся и к Белоруссии, где президенту-диктатору Александру Лукашенко в будущем году предстоят выборы.
ОБСЕ, созданная в эпоху холодной войны, в начале 90-х годов занялась наблюдением за выборами в зарождавшихся демократиях бывшего коммунистического лагеря. Москва не подвергала ее деятельность серьезной критике вплоть до 2000 года, когда к власти пришел Путин, попытавшийся восстановить российское влияние на территории бывшего Советского Союза.
Россия обвиняет ОБСЕ в 'двойных стандартах', заявляя о том, что эта организация наблюдает за выборами, происходящими к востоку от Вены, гораздо строже, чем за выборами на Западе, где, по ее мнению, также существуют нарушения. Она жалуется на предвзятость в отборе наблюдателей и в формулировании оценок результатов голосования.
В ответ на давление со стороны России ОБСЕ расширила избирательный мониторинг на Западе. Однако она противится требованиям Москвы о том, что оценки итогов важнейших выборов должны опубликовываться постоянным советом ОБСЕ, а не самими миссиями наблюдателей.
Российские официальные лица заявляют, что такая мера обеспечит большую сбалансированность выводов. Однако представители США утверждают, что предоставление постоянному совету контрольных функций над отчетами о выборах может политизировать данные оценки.
Россия также почти не добивается успехов смене состава таких миссий. Из 24 миссий наблюдателей, которые работали в период с января 2004 года, 13 возглавлялись американцами или британцами.