Транснациональные нефтяные компании проводят рекламные акции, предупреждая мир о том, что на планете заканчивается нефть, и призывая общественность помочь промышленности найти выход из сложившейся ситуации.
Большая часть руководителей пяти крупнейших мировых энергетических компаний обычно отстаивает точку зрения о том, что нефтяные проекты сохраняют свою жизнеспособность при уровне цен на нефть в пределах 20 долларов за баррель. Однако их привлекающие внимание заявления, а также некоторые статистические данные этих компаний говорят совсем о другом.
Крупнейшая в мире энергосырьевая компания 'ExxonMobil' сделала недавно следующее заявление: 'Миру предстоит столкнуться с огромными энергетическими проблемами. Легких ответов на вопросы не будет'. И статистика этих компаний подтверждает подобные настроения. В своем документе 'Взгляд на энергию: перспективы 2030 года' (Outlook for Energy: A 2030 View) техасская компания 'Irving' предсказывает, что добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти, контролирующая три четверти мировых запасов), достигнет своего пика уже через пять лет.
Вторая в США энергосырьевая компания 'Chevron' придерживается похожих взглядов, однако идет на два шага дальше. 'Ясно одно. Эпоха легкой нефти закончилась. Мы призываем ученых и работников образования, политиков и государственных деятелей, специалистов в области охраны окружающей среды, ведущие промышленные компании и каждого из вас принять участие в создании новой энергетической эпохи. Бездействие неприемлемо'. Таково сообщение одной из ее недавних рекламных акций. Компания даже создала веб-сайт www.willyoujoinus.com, предупреждая об опасности роста спроса на нефть, об истощении мировых нефтяных месторождений и предлагая начать обсуждение проблемы.
Один высокопоставленный руководитель нефтяной компании, не занимающейся подобными информационными акциями, выдвинул предположение о том, что его коллеги пытаются купить себе определенные послабления, чтобы начать добычу более грязной и более дорогой нефти. Еще один руководитель сказал, что такие действия могут вызвать определенное сочувствие к компаниям, которые испытывают трудности в наращивании производства и разведке новых запасов.
Французская нефтяная компания 'Total' на этой неделе осуществила одно из последних приобретений на обширных территориях канадской Атабаски с ее нефтеносными песками, где компании извлекают из этого песка дегтеобразный битум, применяя способы добычи, которые одновременно и дороги, и представляют опасность для окружающей среды.
Руководитель отдела внешних сношений 'Total' Ив Мари Дилибар (Yves-Marie Dilibard), объясняя логику действий своей компании, сказал: 'Завтрашние потребности в энергии означают развитие новых технологий поиска нефти и газа на все большей глубине, во все более отдаленных районах. Это составляет основу сегодняшней работы 'Total''.
'Royal Dutch Shell' и BP, крупнейшие энергетические компании Европы, недавно на себе ощутили трудности такого продвижения к новым рубежам. Сторонники защиты окружающей среды вынудили 'Shell' пустить по другому маршруту трубопровод, который угрожал редкому виду китов в российской Арктике, а в прошлом месяце предупредили о перерасходе на 10 миллиардов долларов сметы сахалинского проекта компании. Тем временем ВР сражалась с нефтедобывающей платформой в глубоких водах Мексиканского залива, которая значительно накренилась из-за прошедшего там урагана 'Деннис'.
В своей рекламе ВР расхваливает новые альтернативные источники энергии, а ' ExxonMobil', которая безжалостно отказалась от альтернатив, не несущих выгоды, заявила как-то: 'Принятие желаемого за действительное не должно заслонять реалистичного мышления'.
Однако ответы на взволнованные вопросы потребителей, даже по поводу возможного дефицита нефти, не являются первоочередной задачей нефтяной компании. Наиболее заинтересованная сторона здесь - это акционеры компании, а часть из них была поставлена в тупик такими заявлениями, услышав на прошлой неделе на собрании по вопросу прибылей совсем другие вести.
Нил Макмахон (Neil McMahon), аналитик из 'Sanford Bernstein', заявил: 'Мы считаем, что данные сообщения противоречат разъяснениям, которые обычно получают инвесторы по поводу будущих цен на нефть и способности производителей обеспечить потребности, и мы начинаем думать, что такие сообщения являются более реальным показателем мышления компаний'.
Потребители не составляют предмет первоочередной заботы и гораздо более важной группы: национальных нефтяных компаний нефтедобывающих стран, таких как Саудовская Аравия. Главный приоритет королевства - решение проблем роста населения и стабильности режима. Это, а также возросшие трудности в поисках новых месторождений нефти, по мнению аналитиков и руководителей компаний, является одной из причин нехватки добывающих мощностей.
А такую динамику не изменить никакой рекламой.