На первый взгляд Россия обладает многими атрибутами великой державы. Она имеет мощный ядерный арсенал, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, владеет гигантскими запасами нефти и иного сырья, по территории (хотя она и уменьшилась на четверть по сравнению с бывшим СССР) по-прежнему превосходит все страны мира, а в экономике в последние годы может похвастаться значительным ростом.
При ближайшем рассмотрении, однако, вырисовывается иная картина. Нынешним благосостоянием Россия во многом обязана росту цен на энергоносители, а не продуктивной экономической деятельности. Ее вооруженные силы на практике обладают весьма ограниченной способностью к действиям за пределами страны. По численности населения Россия сегодня уступает Пакистану; к тому же оно ежегодно сокращается на 500000 человек, в результате чего немалая часть ее огромной территории практически обезлюдела. Из-за алкоголизма, преступности, наркомании, болезней и полного упадка системы здравоохранения средняя продолжительность жизни для мужчин не достигает и 60 лет.
В результате Россию, возможно, и нельзя назвать 'потемкинским государством', но до статуса великой державы она явно недотягивает. Ее способность к позитивным достижениям в международном масштабе ограничена, а вот возможности в качестве потенциального источника неприятностей списывать со счетов нельзя. Решения Москвы способны влиять на мировые энергетические цены, будущее ядерных программ Северной Кореи и Ирана, а также успех или неудачу борьбы с международным терроризмом. Так что с Россией по-прежнему необходимо считаться - будь то в позитивном или негативном смысле. Но насколько важную роль она способна будет играть?
Первый вопрос связан с внутриполитической стабильностью. Чтобы сохранить целостность и дееспособность, России необходимо создать такую социально-политическую систему, при которой талантливая молодежь не захочет покидать страну, и сможет получить достойное образование, позволяющее реализовать ее способности. Кроме того, необходимо ограничить полномочия федерального правительства и президента, предоставить регионам определенную степень автономии и обеспечить верховенство закона - т.е. заложить основы современного государства и демократии. Увы, сегодня Россия движется скорее в противоположном направлении: централизация политической власти, напротив, увеличивается.
Столь же неясная ситуация существует и в экономике. Высокие цены на энергоносители способствуют ее росту, однако, как мы не раз убеждались на примере стран Ближнего Востока и других богатых нефтью государств, они могут оказывать и негативное воздействие, подпитывая коррупцию и ослабляя стимулы к активности в реальном секторе. Задача российских лидеров состоит в том, чтобы использовать нефтяные богатства для просвещения граждан и восстановления инфраструктуры, тем самым обеспечивая стране конкурентоспособность на мировом рынке, а населению - высокую занятость.
Кроме того, Россия нуждается в стратегии национальной безопасности, соответствующей целям политического и экономического обновления. Она не в состоянии погасить вспышку национализма в Чечне, опираясь исключительно на 'кнут', при полном отсутствии 'пряника', а столь же грубые попытки президента Владимира Путина установить контроль над так называемым 'ближним зарубежьем' - которые мы наблюдали, например, на Украине в ходе 'оранжевой революции' - также не увенчались успехом.
Не приведет к успеху и политика, нацеленная на превращение России в геополитический 'противовес' Соединенным Штатам. Возможно, такая стратегия и удовлетворит чьи-то политические амбиции, но страна не обладает достаточными ресурсами, чтобы соперничать с США, и нуждается в хороших отношениях с Вашингтоном, чтобы без помех проводить внутренние преобразования.
В то же время, наилучший способ способствовать либерализации России - благодаря чему эта страна обретет внутриполитическую стабильность и будет более ответственно действовать на международной арене - состоит в том, чтобы 'работать' с ней. Международное сообщество может и должно поддержать процесс укрепления гражданского общества, независимых СМИ и реальной передачи политической власти в 2008 г.
Попытки изолировать Россию бессмысленны. Ее вступление во Всемирную торговую организацию, вероятно, позволит укрепить верховенство закона, усилить борьбу с терроризмом, и укрепит заинтересованность страны в улучшении отношений с окружающим миром. По тем же причинам целесообразно и укрепление связей между Россией и Европейским союзом.
Кроме того, необходимо понять, через какие испытания пришлось пройти России и ее народу за последние два десятка лет. Люди утратили прежнее отечество, - СССР - занимавшее особое место в мире: подобная травма способна породить национализм экстремистского толка, чреватый вспышками насилия.
К России следует относиться как к великой державе, то есть консультироваться с ней по важным проблемам международного масштаба. Следует прислушиваться к ее мнениям по самому широкому кругу вопросов - от борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения до глобальных климатических изменений и энергетической политики. Предстоящий в будущем году саммит 'большой восьмерки' в России дает хорошую возможность для таких консультаций и не только для них.
При всем внимании, которое сегодня проявляется к Китаю, к его возможному соперничеству или даже конфликту с США, не следует забывать, что на чашу весов поставлено и будущее России: история учит нас, что упадок великих держав порой представляет для существующего миропорядка не меньшую угрозу, чем их возвышение. Достаточно вспомнить об Австро-Венгрии и Османской империи в начале 20 столетия, или о бывшей Югославии в 1990-х гг.
До сих пор процесс упадка бывшей советской сверхдержавы проходил относительно безболезненно: ее наследнице - России удалось избежать масштабной гражданской войны и вооруженных конфликтов с соседями. Однако задача интеграции России в международное сообщество сохраняет актуальность. При благоприятном развитии событий она станет партнером мирового сообщества в решении проблем, которые ставит перед нами глобализация; при неблагоприятном - сама превратится в источник проблем. Одно можно сказать с уверенностью: в XXI веке направленность развития России будет столь же определяющем фактором, как и в прошлом столетии.
Ричард Н. Хаас - председатель Совета по международным отношениям [Council on Foreign Relations - американский аналитический центр - прим. перев.], автор книги 'Наш шанс: Америка может изменить ход истории' ('The Opportunity: America's Chance to Alter History's Course')