Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шедевры авангарда светят из забвения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Детская коляска катится вдоль ступенек одесской лестницы. Лица в толпе кричат, рыдают и сжимаются перед царской армией. Музыка Шостаковича, пронизывающая и обрывистая, льется как слезы. И с обеих сторон прекрасного мраморного портика, где демонстрируется черно-белый фильм Эйзенштейна 'Броненосец Потемкин', два гигантских портрета в переливающемся цвете уставились друг на друга как будто одержимые

Номинация наших критиков на лучшую выставку 2005 года показывает революционное искусство России как часть исторического континуума.

Детская коляска катится вниз по ступенькам одесской лестницы. Лица в толпе кричат, рыдают и сжимаются перед царской армией. Музыка Шостаковича, пронизывающая и обрывистая, льется как слезы. И с обеих сторон прекрасного мраморного портика, где демонстрируется черно-белый фильм Эйзенштейна 'Броненосец Потемкин', два гигантских портрета в переливающемся цвете уставились друг на друга как будто одержимые.

Символистский 'Шестикрылый Серафим' Михаила Врубеля, меланхоличный ангел, сжимающий блестящий кинжал, возникает из изломанных пурпурно-розовых мазков кисти, чтобы сверкать как мозаика из драгоценных камней. Стоящая напротив, застывшая и монолитная как языческая скульптура, массивная 'Кондукторша' Александра Самохвалова, украшенная значками, освещена зелеными вспышками, сверкающими через динамичный футуристский трамвай.

Имперский ангел 1904 года и работница времен соцреализма 1928 года: водоворот российской истории. Однако когда между ними демонстрируют смонтированные фрагменты 'Броненосца Потемкина', история исчезает, и обе фигуры как будто рвутся навстречу друг другу в порыве примирения как персонажи в заключительном акте драмы.

Таковыми они и являются. Ангел, навеянный стихотворением Пушкина 'Пророк' и нарисованный в мнимом безумии незадолго до того, как Врубель попал в сумасшедший дом, и кондукторша, демонстрирующая, как сказал Самохвалов, то, что при Сталине 'колоссальная ужасающая сила электричества: подчинена теперь обычной работнице', представляют собой увертюру и финал блестящей театрализованной постановки в Брюсселе. Выставка, разбросанная по похожим на лабиринт круглым галереям BOZAR (Дворца изящных искусств) архитектора Виктора Орта, народного дворца в стиле арт-деко, дающего возможности для совершенных постановок, настолько сильна по качеству и свежести работ, оригинальности замысла и драматической презентации, что являет собой редкую вещь, способную преобразить историю.

Как охватываемый ею промежуток времени с 1900 г. по 1935 г., так и предоставившие экспонаты музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Яранска, Татарстана и Астрахани, а также Москвы и Санкт-Петербурга, являются беспрецедентными для выставки российского искусства. Революционный авангард обычно датируется 1907-22 гг., но здесь изобилие поразительных работ, неизвестных для западного зрителя, сгруппировано вместе, чтобы доказать, что этот период был не отдельным всплеском, а частью континуума, объединяющего традиции, иконографию и социально-религиозные темы с символистскими работами, предшествовавшими ему, и советским реализмом, который за ним последовал.

В самом начале выставки - христианские фрески, похожий на драгоценный камень 'Город' в стиле модерн и выполненные в виде пародии на Пикассо кубистские скрипка и корова оказываются работами Малевича, созданными до того, как он переделал русскую икону в 'Черный квадрат' - революционный эндшпиль живописи. На протяжении тридцати лет картины советского реализма имели большое значение, выходившее за рамки пропаганды. Серебристо-белые 'ткачихи' Александра Дейнеки являются медитацией во времени и пространстве с расположенными рядом ткацкими станками из различных часовых поясов. Свободно чередующиеся пространственные сгустки, спиральные контуры и полифония цвета в картине 'Женщина с ведрами' Вячеслава Пакулина собраны вместе, чтобы создать представление о психологической нестабильности, порождая при этом символизм.

Навсегда ушло апологетическое настроение периода после 'гласности', когда все советское было отправлено на культурную помойку. Вместо этого, в новом прочтении, Врубель является российским Сезанном со своими ломаными мазками, заменяющими реализм насыщенной внутренней реальностью и возвещающими о насилии русского неопримитивизма и кубо-футуризма. Филипп Малявин - это местный Матисс: большая, чем в натуральный рост 'Танцующая крестьянка' скорее является вулканом фовистских красных тонов, сверкающих в головокружительных узорах с ритмичным движением, чем отдельной танцовщицей, заполняющей холст. На ум приходит сцена из 'Войны и мира', где графиня Наташа, услышав мелодию балалайки, кружится под народную музыку; на Наташу смотрит крепостная Анисья, и Наташино инстинктивное чувство шага в танце говорит, что 'она могла понимать все, что было в Анисье, и в отце, матери и тете Анисьи, и в любых русских мужчине и женщине'.

Присущий 19-му веку идеал врожденной чувствительности, связывавший аристократа с крестьянином, художника с рабочим, заполняет здесь каждый холст. 'Мы идем рука к руке с нашими собственными художниками', - заявила Наталья Гончарова. Ее натюрморт 1908 года 'Каменная стела', изображающий древнюю скифскую скульптуру, является откровением: эти грубые фигуры формируют ее неопримитивизм - мрачные лица-маски 'Косарей', упрощенные формы и звенящие тона 'Лесоруба' отражают безумную монотонную работу человека, так же как и похожие на глыбы стоические крестьяне позднего Малевича, такие как его собственный 'Косарь' и 'Жница'.

Гончарова возникает как первопроходец; ее скиф был нарисован лишь через год после 'Авиньонских барышень' Пикассо, и ясно то, что, пока западные художники как Пикассо и Гоген должны были устремить взоры в Африку или Таити, чтобы избежать эстетической изощренности, русские художники обращались к собственному народному искусству и азиатскому наследию, придавая русскому неопримитивизму уникальную аутентичность и энергию. Частично это было перенесено также и на советский реализм: 'Ткачихи' Дейнеки (1927 год) напоминают 'Прачек' Гончаровой (1911 год); конструктивистский 'Милиционер' Константина Вялова, лишенный психологической сложности, чтобы быть надежным и точным как машина, возвращает нас к коренастым крестьянам Малевича.

'Да здравствует прекрасный восток!', - восклицала Гончарова. Предметы народного искусства, деревянная резьба, византийские иконы - все это напрямую влияло на русский модернизм. В 'Масленице' Павла Филонова классическая русская тройка составлена из деревянных спотыкающихся коней. Портреты фигур игральных карт Ольги Розановой 'Валет червей' и 'Король треф' напоминают о примитивных лубочных оттисках. Запутанные растворяющиеся формы в 'Цирке' Александра Шевченко смешали авангардистский лучизм и футуризм, ставя свой целью поймать жизнь в вечном движении, с изображениями магазинных вывесок и воспоминаниями о провинциальных русских ярмарках.

Основатель лучизма Михаил Ларионов использовал 'пространственные формы, которые могут появляться из пересечения отраженных лучей различных предметов', чтобы дематериализовать реальность; лучи и линии, сверкающие от светлых до темных тонов, делают его 'Лучистский пейзаж' и 'Лучистские лилии' Гончаровой светящимися, почти головокружительными.

Как и в работах великих абстракционистов Кандинского и Малевича, лучисты стремились переделать духовное в духе современной эпохи, продолжая тему Врубеля и многих русских картин 19-го века и контрастируя с западным антиклерикализмом. 'Только слабый свет сверкает как крохотная звезда в огромной бездне темноты. Слабый свет - лишь предчувствие, и душа, когда она его видит, дрожит в сомнении, не является ли свет сном, а бездна темноты - реальностью', - писал Кандинский; его 'Темное пятно', где гармоничные мазки цвета небрежно разбросаны на густой черноте, выражает эту мысль.

Доставляет большое удовольствие смотреть на богатые цветовые импровизации Кандинского и доминирующие линии и круги Малевича рядом с религиозной образностью: пламенный 'Красный еврей' Шагала, искаженный резкими контрастами, составленный из смеси плавно округленных форм и зигзагов, заостренных линий, геометрических образов, иронически нереалистичных розовых и малиновых оттенков; современная Мадонна Петрова-Водкина 'Богородица умиления злых сердец', чья простая монументальность предвкушает социалистический реализм, даже если она и возвращает нас к иконам 14-го века.

К середине 20-х годов абстракция и даже нереалистичная образность были признаны вне закона; Кандинский, Шагал, Ларионов, Гончарова и многие другие надолго покинули Россию, хотя все сделали свои лучшие работы в этой стране. Их картины выпадают здесь из последнего зала, и эта потеря ощутима.

Эта выставка, куратором которой выступает также Государственный Русский Музей Санкт-Петербурга, является выражением новой идеологической уверенности в российской культуре и политике и выдвигает на первый план лучшее из того, что осталось, как, например, 'Кондукторшу', но возникает дрожь в последней комнате, когда вы стоите перед очередным холстом Самохвалова, девятиметровым 'Парадом физкультурников', проходящим под знаменем с изображением Ленина.

Это содрогание тихо находит подтверждение в маленькой картине величайшего мастера, который прошел через революцию только затем, чтобы она его предала. 'Голова крестьянина' Малевича восходит к цельным скифским предвоенным фигурам, принадлежащим к эстетическому объятию России с примитивным и эгалитарным, и представляет собой ее разгадку: у крестьянина в красной рубахе и с белой бородой вместо лица - белая пустота, поскольку ко времени, когда Малевич его нарисовал в 1930-е годы, Сталин уничтожил российское крестьянство и предпринял попытку превратить художественную индивидуальность в безликое подчинение.

Судите сами, насколько это ему удалось: ни одна другая группа картин не обозначилась в российской истории 20-го века более возбуждающе и волнующе. Это, на мой взгляд, лучшая экспозиция 2005 года и одна из знаковых выставок прошедшего десятилетия.

____________________________________________________________

Тайные шедевры России ("The Financial Times", Великобритания)