Москва, вопреки прогнозам западных политологов, повернулась спиной к Европе и направила свой взор на Азию.
И в первую очередь это стало заметно по деятельности российского гиганта - "Газпрома", который в наступившем 2006 году не только не сбавил темпов деятельности по удержанию лидирующей позиции на постсоветском пространстве, но и постепенно добивается очередных стратегических побед.
Итак, Узбекистан, 2006 год, январь, происходит встреча руководителей "Газпрома" и национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз". По ее результатам между Россией и Узбекистаном рождаются документы, определяющие стоимость узбекского природного газа и ставку его транзита по территории республики.
Конечно, условия, по которым "Газпром" будет покупать узбекский газ в 2006 году, немного отличаются от 2005 года, но все же: в 2006 году стоимость 1 тыс. куб. м узбекского газа для России составит $60, ставка транзита газа по территории Узбекистана - $1,1 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Напомним, что в 2005 году Газпром покупал узбекский газ по $42 за 1 тыс. куб. м.
Что касается объемов поставок газа, то в 2006 году планируется закупить порядка 9 млрд. куб. м., что в сравнении с 2005 годом на 1 млрд. куб. м. газа больше.
При этом Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" в 2005 году экспортировала в Россию 8,15 млрд. кубометров природного газа, что на 14,5% больше, чем в 2004 году (7,114 млрд. кубометров).
В данном случае целесообразно отметить тот факт, что "Узбекнефтегаз" и "Газпром" еще в декабре 2002 года подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли.
В основе документа лежит пункт о долгосрочных закупках узбекского газа на период 2003-2012 годов. Также "Газпрому" предоставляется участие в проектах добычи природного газа на территории республики Узбекистан на условиях соглашения о разделе продукции, а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и транспортировки среднеазиатского газа через территорию республики.
В середине апреля 2004 года "Газпром" и "Узбекнефтегаз" подписали соглашения о разделе продукции по доразработке газоконденсатного месторождения Шахпахты в Устюртском регионе.
Срок действия соглашения о разделе продукции между Россией и Узбекистаном составляет 15 лет.
Для доразработки месторождения Шахпахты предусмотрено осуществление прямых инвестиций в 2004-2007 годах в сумме $15 млн. Весь добываемый газ планируется поставлять на экспорт. "Узбекнефтегаз" и "Газпром" планируют подписать второе соглашения о разделе продукции по разработке газоконденсатных месторождений в Устюртском регионе (Каракалпакстан). Общая стоимость проекта, по предварительным данным, составляет около $1 млрд.
Кроме того, в планах "Газпрома" стоит пункт о принятии участия в реконструкции участка магистрального газопровода "Средняя Азия-Центр". Проект предусматривает реконструкцию и расширение имеющихся, а также строительство новых газотранспортных мощностей на территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России для обеспечения транспортировки среднеазиатского газа по территориям указанных стран в объемах, предусмотренных заключенными соглашениями.
Достигнутые договоренности крайне важны для "Газпрома", поскольку позволяют держать руку на вентиле газопровода Средняя Азия-Центр (САЦ) в Узбекистане и контролировать экспорт всего туркменского газа. Практически весь газ, который будет прокачиваться по САЦ, с 2007 года будет доставаться "Газпрому".
Стоит отметить, что с 1 января 2006 года "Газпром" становится оператором транзита всего туркменского газа по территории Узбекистана. Это стало ясно еще 5 февраля 2005 года, когда между ОАО "Газпром" и АК "Узтрансгаз" было подписано среднесрочное соглашение на транспортировку природного газа через территорию Республики Узбекистан на 2006-2010 годы.
Оно заключено с целью организации транспортировки среднеазиатского, прежде всего туркменского, природного газа с использованием газотранспортных систем САЦ и "Бухара-Урал", проходящих по территории Республики Узбекистан.
В соответствии с соглашением "Газпром" гарантирует транспортировать в среднем 45 млрд. кубометров в год по системе Средняя Азия - Центр и еще до 5 млрд. кубометров - по системе Бухара-Урал.
Тем самым "Газпром" принимает на себя обязательства использовать до 90% газотранспортных мощностей Узбекистана.
В то же время с Туркменистаном у России в энергетической сфере тоже все распределено. Так в соответствии с заключенным в 2003 году контрактом между "Газэкспортом" и "Туркменнефтегазом" свободных объемов газа на период до 2028 года у Туркмении нет.
Начиная с 2007 года "Газпром" будет закупать весь газ, предназначенный для экспорта из Туркменистана. Условия долгосрочного соглашения предусматривают покупку 60-70 млрд. кубометров газа в 2007-2008 годах и 70-80 млрд. кубометров - в 2009-2010 годах.
Однако подписанное пятилетнее соглашение с Узбекистаном дает понять: экспорт из Туркмении в ближайшую пятилетку сохранится на прежнем уровне - до 36 млрд. кубометров.
Что касается Казахстана, то здесь стоит отметить визит председателя правления "Газпрома" А. Миллера в Республику, где была решена проблема доставки туркменского и узбекского газа до российской границы. Так, в ходе официального визита в Казахстан глава "Газпрома" подписал с главой "Казмунайгаза" У. Карабалиным пятилетнее соглашение о транзите среднеазиатского газа по территории республики.
Помимо контракта на транзит среднеазиатского газа главы "Газпрома" и "Казмунайгаза" договорились об условиях прокачки по территории Казахстана российского сырья.
Еще с советских времен около 70 млрд. куб. м газа из Западной Сибири проходит по северным районам этой республики. На этот объем также заключен среднесрочный (на пять лет) контракт с такой же ставкой транзита, как для туркменского или узбекского газа.
В результате российский монополист стал, по сути, единственным оператором прокачки в Европу газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана.
Таким образом, сложенная из разных фрагментов мозаика действий Москвы в центральноазиатском направлении, показывает, что Россия фактически полностью контролирует энергетические потоки бывших союзных республик.
Принимая во внимание рост спроса на энергоносители и недостаточные объемы предложений, и как следствие этого рост цен на них, можно сказать, что вышеупомянутые страны оказались стесненными рамками обязательств в виде заключенных договоров с Российской Федерацией. Вполне вероятно, что эти межгосударственные договоры носят обоюдовыгодный характер, но это касается финансовой сферы.
В политической же сфере многие из республик, участников совместных проектов будут ограничены пространством для балансирования в тех или иных вопросах своей внешнеполитической деятельности.