Если история и научила чему-то Соединенные Штаты, президент Буш (George W. Bush) посвятит часть своего сегодняшнего обращения к нации тому, чтобы подчеркнуть важность достижения энергетической независимости от иностранных источников нефти, укрепления системы социального обеспечения, снижения стоимости медицинского обслуживания и подготовки финансово-ответственного бюджета. В конце концов, он это обещал четыре года подряд, хотя и не может сегодня подкрепить свои обещания чем-либо существенным, так почему теперь нужно останавливаться?
Белый дом принижает ожидания того, что (в выступлении Буша) прозвучит какая-либо важная новая инициатива, за которую мы можем быть благодарны. Одна из последних больших идей Буша, которая действительно стала законом, а именно "О льготах на покупку лекарств по рецептам программы страхования здоровья престарелых" (Medicare's prescription drug benefit) на практике обернулась бедой еще даже раньше, чем высохли президентские чернила. Выделенные на эту 10-летнюю программу средства в сумме 395 млрд. долл. сегодня являются прогнозом расходов на 5 лет; как подробно написала в понедельник корреспондент "The Los Angeles Times" Лиза Гирион (Lisa Girion), пожилые люди с низкими доходами, для которых, якобы, и планировалась эта льгота, испытывают особенно большие трудности в деле записи в эту программу с того момента, когда она начала осуществляться 1 января с.г. А учитывая неспособность президента осуществлять свою программу реформы системы социального обеспечения, будет трудно доказать ценность его инициативы о сберегательных счетах на оплату лечения.
Самый известный гамбит Буша для его обращений к нации - когда он в 2002 году назвал Ирак, Иран и Северную Корею "осью зла" - вероятно, ускорил, а не затормозил стремление двух последних из вышеназванных стран к обладанию ядерным оружием.
Если Буш хочет мыслить большими категориями, ему не нужно обращать свой взор дальше прогнозируемого федеральным правительством на текущий год дефицита бюджета в размере 400 млрд. долл. США или увеличения за период его правления на 37% дискреционных расходов, не связанных с обороной. Президент за время своего правления не наложил вето ни на один законопроект. Закон 2005 года "О транспортных перевозках" (The 2005 Transportation Act), вполне правильно окрещенный "чудовищем" сенатором Джоном Маккейном (John McCain), республиканцем от штата Аризона, содержал более 6000 отдельных кусков "свинины" (pork - правительственная дотация, привилегии и т.п., предоставляемые по политическим соображениям - прим. пер.), включая и знаменитый "мост в никуда" (bridge to nowhere) на Аляске, предложенный сенатором-республиканцем Тедом Стивенсом (Ted Stevens), и обошелся налогоплательщикам в 286 млрд. долл., на целых 36 млрд. долл. больше, чем первоначально был готов согласиться сам Буш. Если президент не способен осуществить собственные слабые угрозы вето, не приходится удивляться, что не остается достаточно денежных средств на те проекты, которые действительно необходимы.
Бушу следует также начать реализовывать некоторые из других многолетних обещаний, которые он продолжает выдвигать, в том числе пересмотр иммиграционного кодекса США и мер по снижению энергетической зависимости, которые идут дальше подачек покупателям гибридного автомобиля "Prius" фирмы "Toyota", а также одержимость бурением скважин в одном штате, расположенном далеко на севере. Администрации нужно также подробно рассказать, как она планирует осуществлять свою "стратегию свободы" (forward strategy of freedom) на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Как президент, безусловно, отметит, сейчас продолжается война, а серьезные времена требуют серьезного управления. Он может начать с того, чтобы более серьезно относиться к собственным словам и собственным обещаниям.