Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина и Беларусь демонстрируют границы влияния ЕС

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала Беларусь, затем Украина. Результаты выборов в двух бывших советских республиках, ставших непосредственными соседями ЕС на востоке, смутили тех, кто верит в мирные демократические революции

Сначала Беларусь, затем Украина. Результаты выборов в двух бывших советских республиках, ставших непосредственными соседями ЕС на востоке, смутили тех, кто верит в мирные демократические революции.

Либеральная оппозиция в Беларуси оказалась не в силах противостоять безжалостной машине Александра Лукашенко - вспыльчивого и авторитарного правителя страны. Мощный аппарат госбезопасности - оценивается, что в нем задействовано до 10 процентов населения - обеспечил перекос всего избирательного процесса в его пользу. Но, по мнению большинства наблюдателей, единоличный властитель Беларуси победил бы и без его помощи.

В минувшее воскресенье куда более демократическая альтернатива была продемонстрирована на парламентских выборах на Украине. Как и ожидалось, потерпела поражение партия 'Наша Украина', поддерживающая президента Виктора Ющенко и его программу либеральных экономических реформ и большего сближения с ЕС. Она заняла лишь третье место, поплатившись, таким образом, за неспособность обеспечить успех в реализации этих реформ и ощутимо приблизить страну к членству в ЕС.

Итоги выборов в обеих странах показывают, что влияние Европейского Союза в его 'ближнем зарубежье' явно ограничено. Его легко преувеличить - и это не в последнюю очередь делают подозрительные россияне, опасающиеся вмешательства в дела их ближайших соседей.

Возьмите выборы на Украине. С одной стороны, результат можно оценить как довольно позитивный для демократии в этой стране. Наибольшее число голосов набрал Виктор Янукович, кандидат, которого в прошлый раз поддержали российские власти, второй стала Юлия Тимошенко, премьер-министр, проводившая популистскую политику и отправленная в прошлом году в отставку президентом Ющенко. Попыток изменить результат в пользу 'Нашей Украины' не было.

С другой стороны, резкое падение популярности Ющенко поднимает вопрос о том, что мог и должен был сделать ЕС, чтобы помочь ему. Придя к власти в январе 2005 г., он все еще не может предъявить многочисленных выгод, приносимых проевропейским курсом.

Ответ таков, что ЕС, вероятно, должен был более активно помогать Ющенко, но политики 25 стран-членов делают эту помощь практически невозможной.

Для рядовых украинцев самой существенной частью отношений с ЕС является визовая политика: возможность свободно передвигаться - это освобождение по сравнению с годами советской власти. Также это возможность для тех, кто выезжает за рубеж, а, прежде всего, для студентов увидеть, какова остальная Европа, в том числе, ее институты, рыночная экономика и система правового государства.

Переговоры о более либеральном визовом режиме идут мучительно долго. Существует опасность, что вместо того, чтобы становиться более дешевыми и простыми в получении, визы будут дорожать: министры ЕС обсуждают вопрос об увеличении стоимости визы с нынешних 35 до 60 евро.

Еще более зловещим примерно для 2 миллионов украинцев, ежегодно въезжающих без виз в Польшу, является то, что с октября следующего года эта страна хочет стать полноправным членом шенгенского соглашения. Тогда для украинцев будут введены стандартные шенгенские визы.

Однако с точки зрения Западной Европы, либерализация визового режима выглядит совсем иначе. Украина пользуется дурной славой поставщика нелегальных иммигрантов в ЕС. Когда Германия упростила в конце 1990-х свой визовый режим, на правительство посыпались обвинения в том, что оно способствует росту проституции, хотя многие, вероятно, прибывали в страну по фальшивым документам, а не с визами.

Украина сможет рассчитывать на облегчение визового режима только в том случае, если она подпишет соглашение о реадмиссии, которое обяжет ее принимать обратно нелегальных иммигрантов, в том числе, проникших в ЕС транзитом через ее территорию. Заключение такого соглашения требует многомесячных переговоров.

Тем временем, с Россией удалось подписать более выгодное соглашение.

Проблема с Беларусью еще сложнее - из-за того, что отношения между ее властями и Брюсселем заморожены. Шансы на то, что в ближайшем будущем для граждан погруженной во тьму Беларуси будет введен упрощенный визовый режим, малы. Но, по крайней мере, украинцы медленно движутся в верном направлении.

Похоже, в обозримом будущем бедной Беларуси не избавиться от г-на Лукашенко.