Европейского уровня автобан, который должны проложить до Сухуми, может, к сожалению, остаться для Грузии такой же утопией, как безуспешный импортированный проект прихода к власти самого Саакашвили. Очередной письменной иллюстрацией этого стала принятая 31 марта Советом Безопасности ООН резолюция по вопросу Абхазии, с 'магической' цифрой 1666.
В документе из 14 пунктов, впервые в летописи 'плодотворной' деятельности ООН в зоне конфликта, не зафиксировано, что Абхазия является неделимой частью единого грузинского государства.
Уже в преамбуле документа уготованы и другие сюрпризы. Цитирую: 'Миротворческие силы СНГ в зоне конфликта играют значительную роль с точки зрения сохранения стабильности и представляют гарантию безопасности'.
Несколько пунктов резолюции основаны на тех правилах, которые в дипломатии обычно применяют ради вежливости и так же обычно никто всерьез их не принимает.
ООН, естественно, подтверждает суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств-членов, в том числе и Грузии.
Констатируется также, что группа друзей Генсека ООН делает все для урегулирования грузино-абхазского конфликта (!) мирным путем и в рамках резолюции Совета Безопасности. А в следующем пункте указано, что основные спорные вопросы Тбилиси и Сухуми должны решить в рамках компетенции ООН.
Наряду с обычными, характерными для всех документов формальностями, особое внимание привлекает несколько акцентов, которым мало присуща индифферентность, традиционная для документов ООН. В первую очередь, любопытно то, что в резолюции все претензии адресованы грузинской стороне.
Когда эта резолюция принималась, в Нью-Йорке не находились ни министр иностранных дел, ни какой-либо другой чиновник представляющий власти Грузии.
А тем, кто там находился, пришлось довольствоваться лишь 'кулуарами'
Представителю Грузии - Резо Адамия успешно удаются поездки из Нью-Йорка на какой-либо экзотический курорт, А вот добиться разрешения присутствовать на заседании Совета Безопасности он так и не смог. И это убедительное свидетельство того, как нас 'ценит' международное сообщество.
'Главное, чтобы грузинская и абхазская стороны выполняли те решения, которые были приняты на Женевской встрече', - заявил Генсек ООН Кофи Аннан.
Эту информацию распространяет абхазская сторона, но какие именно решения были приняты на Женевской встрече? По логике, ничего прогрессивнее того, что до сих пор было 'достигнуто'.
Между тем, в зоне конфликта по-прежнему продолжают начатую в августе 1993 года службу 121 военный наблюдатель, 13 полицейских и 103 лица из гражданского персонала.
Любопытны и несколько пассажей, указанных в документе. В частности, согласно пункту 6-му, как грузинская, так и абхазская сторона должны избегать шагов, пронизанных военной риторикой.
А в соответствии с пунктом 8-ым, обе стороны должны в отношениях с миротворческими силами СНГ защищать свои обязательства. Речь идет о конструктивном сотрудничестве грузинской и абхазской сторон.
Как заявил в беседе с 'Джорджиан Таймс' эксперт Паата Давитая, ' принятие этой резолюции означает для Грузии то, что процесс, связанный с Абхазией, не только зашел в тупик, но и начинает действовать против нас'.
'Впрочем, принятие подобного документа имело и свои предпосылки.
Напомним, что полтора месяца назад по требованию России была принята резолюция ООН, согласно которой из обсуждения выпал документ Бодена. Тогда на это никто не обратил внимания.
Главный момент этого события в том, что прекратилось обсуждение документа Бодена. Этот документ, конечно же, ничего не решал. В частности, полнейшую неясность рождала следующая его формулировка: 'суверенная Абхазия в составе суверенной Грузии'. Но исходная точка в нем была одна: единая Грузия, и Абхазия - составная часть Грузии, т.е. речь все же шла о едином государстве. Однако по категоричному требованию России этот документ изъят из обсуждения.
А теперь, в последнем документе ООН, нет даже речи об Абхазии как составной части Грузии, что раньше всегда фиксировалось.
Что может за этим последовать? Есть два варианта развития ситуации. Первый: ООН может ввести непосредственное правление на территории Абхазии. Это, наверное, хорошо, но утопично, поскольку абхазская сторона никогда не даст свое согласие. Второй вариант - сценарий Косова, к которому мы и идем.
Я не раз отмечал и посредством вашей газеты тоже хочу заявить, что если бы сегодня в Абхазии было международное правосудие и наше государство обратилось бы в Гаагский суд с требованием признать этническую чистку и геноцид, если бы были осуществлены принципы международного права, то не могло быть и речи ни о документе Бодена, ни о варианте Косова, и тем более, никто бы ни принял подобную резолюцию.
Мы теряем международный рычаг, именуемый осуществлением международного правосудия. Второй вопрос в том, что те, кто сегодня включены в этот процесс переговоров, некомпетентны.
Я не имею в виду государственного министра Гогу Хаиндрава, который не работает над вопросами абхазского конфликта.
Что касается уполномоченного президента - Аласания, то в результате проведенных им переговоров Грузия не продвинулась вперед ни на один сантиметр. Сегодня идет разговор о подписании соглашения относительно ненападения, т.е. мы обещаем Абхазии безопасность.
А между тем, абхазы сумели сохранить свою так называемую государственность, укрепить так называемую границу.
Их как сторону признали международные организации, хотя, в первую очередь, это признали мы. Они добились того, что их жители стали гражданами России, что российская банковская система распространялась на Абхазию. Они привели свое законодательство в соответствие с российским, создали мобильные компании, которые действуют во всем мире, расширили экономические связи, восстановили железную дорогу между Сухуми и Россией, сумели укомплектовать свое министерство обороны высокими чинами министерства обороны России.
В вашей газете и ранее отмечалось, что генерал-лейтенант Зайцев, начальник Генштаба абхазской армии, до этого был советником президента Сирии по вопросам безопасности.
Абхазы сумели и то, что на всех переговорах грузинская сторона во всем им уступает, сумели обессилить нашу легитимную власть. В течение этого времени их режим усиливается, а мы каждый день заявляем, что в тоннеле появился какой-то свет, что начинаем урегулирование данной проблемы, и это становится уже смешным.
Если бы мы поставили вопрос о геноциде и этнических чистках, производимых в Абхазии, как это сделал Азербайджан, наши дела пошли бы лучше, и мы бы не оказались в настолько оскорбительном положении.
Организация Объединенных Наций приняла 4 резолюции, касающиеся Карабаха, зафиксировав, что произошли аннексия территории и захват власти. Азербайджан этого добился, а мы не смогли.
Абхазская сторона знает, чего хочет, и поэтому выигрывает, а грузинская сторона не знает и проигрывает. Когда жуешь жвачку, она ведь форму не принимает. Так же не примут форму ничего не значащие разговоры'.
Эти факты еще раз подтверждают, насколько власти Грузии далеки от реального восприятия ситуации. И если такими темпами продолжится 'урегулирование' абхазского вопроса, то может оправдаться и прискорбное подозрение, что возвратить Абхазию не удастся не только во второй президентский срок Саакашвили, а что триумфальное открытие автобана Тбилиси-Сухуми останется недосягаемой мечтой, упаси господь, даже в его пятый президентский срок.