Теперь очевидно, что Иран намерен или разрабатывать ядерную бомбу или получить возможность для ее создания. Европейцам (и морально поддерживавшим их американцам) не удалось изменить позицию Тегерана. Когда министры иностранных дел пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН встретятся на следующей неделе для обсуждения иранского вопроса, это будет последняя отчаянная попытка системы коллективной безопасности ООН предотвратить еще один тревожный случай распространения ядерного оружия.
Бой, вероятно, будет непростым, частично в силу того, что для достижения успеха администрации Буша придется вовлечь три страны - Иран, Китай и Россию - в искусный дипломатический маневр, из разряда тех, на которые она так часто смотрит свысока. Соединенные Штаты должны включить Иран в прямой переговорный процесс. Отрекитесь от обогащения урана, и мы поговорим о нормализации отношений. Откажитесь от 'Хамас' и 'Хэзболла', и мы восстановим торговые отношения.
Из этого может ничего не получиться, иранский президент Махмуд Ахмадинеджад и правящие тегеранские муллы в Тегеране настроены на конфронтацию более, чем кто-либо в Вашингтоне и, похоже, они полны решимости утвердить свое право на разработку ядерной технологии. Но администрации Буша все еще нужен менее статичный подход, который предусматривал бы возможность улучшения отношений и ясно давал бы понять, что выбор - за Тегераном.
Вашингтон должен быть готов снять акцент с вопроса 'смены режима' и стремиться более изощренно повлиять на поведение иранского режима. Абсолютистская политика отказа от переговоров по ядерным вопросам с правительствами, которые администрация считает неприятными - скажем, из-за того, что они поддерживают 'Хамас' - была бы обречена на провал, являясь отходом от исторического прецедента. Ведь целый ряд американских президентов вели переговоры о вооружениях с советскими лидерами, сколь бы неприятны они им ни были.
Можно предположить, что администрация Буша, действуя согласно с европейцами, сможет всевозможными способами уговорить русских и китайцев не налагать вето на резолюцию Совета Безопасности по Ирану. Но этого недостаточно.
Тегеран не сдвинется с места, если не получит сигнал от России и Китая о том, что они поддержат дальнейшие действия по выполнению резолюции или наказанию Ирана за отказ от сотрудничества.
Как назло, отношения с российским президентом Владимиром Путиным достигли низшей точки, частично из-за поддержки США антироссийских властей в странах, соседствующих с Россией. А Путин опасается того, что, оказав поддержку резолюции, он позволит США оправдать военную операцию против Тегерана без ясно выраженного одобрения со стороны Совета Безопасности. То, что США без нужды настраивают против себя Россию на других фронтах, делу не помогает. Так, кампания вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) по принятию Украины в НАТО по ускоренной схеме контрпродуктивна.
Тем временем, недавно администрация Буша нанесла оскорбление Китаю, отказавшись устроить государственный ужин в честь прибывшего в Вашингтон президента Ху Цзиньтао, а Пекин видит, что американский Конгресс настроен к нему довольно враждебно. Но важнее всего то, что Китай опасается излишней склонности Вашингтона к разговорам о 'смене режима', и такие разговоры могут свести на нет и без того слабую готовность Китая к поддержке предлагаемых США мер по предотвращению распространения ядерного оружия.
Даже если все карты будут разыграны блестяще, в конечном итоге администрация может получить враждебную ядерную державу в сердце Ближнего Востока. Но при любом сценарии важно, чтобы Соединенные Штаты убедительно показали миру, что они неустанно и творчески работали с другими странами на дипломатическом фронте ради того, чтобы ядерное оружие не попало в руки иранских правителей.