ВЕНА - В условиях, когда Совет Безопасности ООН собирается на этой неделе, чтобы решить, как остановить поход Ирана за ядерным оружием, Россия обладает потенциальной возможностью для наведения мостов между Западом и Исламской Республикой. Однако, поскольку у Москвы есть свои, довольно сложные мотивы, она вряд ли станет покладистым партнером в этом вопросе.
Как утверждают дипломаты и аналитики, Россия, являющаяся постоянным членом Совета Безопасности и имеющая тесные связи со странами Ближнего Востока еще с советских времен, сегодня рассматривает этот неспокойный и богатый нефтью регион в качестве ключа для восстановления собственных позиций мирового лидера. У Москвы также существуют тесные экономические отношения с Тегераном. В 2004 году объем двусторонней торговли составил 2 миллиарда долларов, и иранские официальные представители недавно сделали прогноз о том, что этот объем в ближайшие годы удвоится.
Для России сейчас наступает "момент истины", когда страна будет вынуждена сделать трудный выбор. По словам Раджаба Сафарова, директора московского Центра изучения современного Ирана, ей придется решать: либо объединить усилия с Западом, либо держать США и их союзников на расстоянии.
Великобритания и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности, разделяют позицию Соединенных Штатов, которая направлена на то, чтобы убедить Иран прекратить ядерное обогащение. Для достижения этой цели они готовы поддержать санкции, а в конце концов, возможно, и военные действия. В среду Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция представили в Совет Безопасности ООН проект резолюции, в котором Ирану предлагается прекратить работы по обогащению урана.
Несмотря на то, что Москва разделяет стремление Запада не дать Ирану превратиться в ядерную державу, она имеет и свои собственные интересы. По мнению дипломатов и экспертов, главный интерес заключается в том, чтобы стать страной, составляющей альтернативу Соединенным Штатам.
"У России целый букет мотивов ... Совершенно определенно, что один из них заключается в возвращении себе статуса мировой сверхдержавы, составляющей противовес США, но в то же время, Китаю и Индии", - заявил высокопоставленный европейский дипломат, работавший в бывшем Советском Союзе. Он пожелал остаться неназванным, поскольку не уполномочен делать заявления по поводу иранской проблемы.
"Даже с 25 ядерными боеголовками Иран никогда не сможет представлять опасность для России, которая способна нанести мощный ответный удар. Поэтому для Москвы может быть вполне привлекательной мысль о том, чтобы позволить Ирану иметь небольшой ядерный потенциал. Ведь в сочетании с российскими экономическими успехами в этой стране, с тем влиянием, которое Москва может на нее оказывать, и с возможностью вести Иран за собой, такое положение вещей Россию очень бы устроило", - заявил этот дипломат.
Россию особенно беспокоит возможность повторения США иракского сценария в Иране - эту обеспокоенность разделяют многие страны мира.
"Конечно, русские не хотят, чтобы иранцы разрабатывали ядерное оружие. Но еще больше их тревожит конфронтация, способная привести к санкциям или к войне; ведь это в гораздо большей степени угрожает их интересам", - заявил Гэри Самор (Gary Samore), занимавшийся в администрации Клинтона вопросами нераспространения ядерного оружия, а сегодня возглавляющий отдел глобальной безопасности в Фонде Джона и Кэтрин Маккартуров. Недавно он посетил Москву, где обсуждал дипломатические вопросы, связанные с ядерной проблематикой.
Санкции приведут к ограничению российского экспорта в Иран, а война несомненно дестабилизирует обстановку в регионе и нарушит торговые отношения России не только с Тегераном, но и со всеми ближневосточными странами.
Российский аналитик Сафаров говорит о том, что для России важны не только экономические соображения, но и усиление собственного влияния на мировой арене. Если Москва зарекомендует себя в качестве мирового посредника по Ирану, она станет именно той страной, к которой Западу придется постоянно обращаться для налаживания отношений с Тегераном.
"У России появился уникальный исторический шанс вновь вернуться на международную арену в качестве ключевого игрока и возрожденной сверхдержавы, - сказал Сафаров, - Если Россия в этом конфликте будет твердо отстаивать интересы Ирана, она немедленно восстановит свой утраченный престиж в мусульманском мире и на мировой арене в целом".
"Конечно, это приведет к серьезному охлаждению отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки. Но Россия и США обречены на то, чтобы быть вечными соперниками, - отметил он, - и никакие выгодные предложения со стороны США не смогут стратегически изменить эту ситуацию".
В среду Совет Безопасности ООН начал обсуждение обязательной для исполнения резолюции по Ирану, в которой выдвигается требование прекратить работы по ядерному обогащению. Однако в резолюции не будет никакого упоминания о санкциях, против которых выступает Россия и еще один постоянный член Совбеза - Китай. Представители США и европейских государств ожидают, что Россия после нескольких громких слов все же присоединится к этой резолюции, или, по крайней мере, воздержится при голосовании и позволит таким образом принять резолюцию. Ведь эта резолюция является просто официальной версией предыдущего заявления Совета Безопасности, которое было поддержано Россией, и в котором Ирану предлагается приостановить работы по обогащению урана. Правом вето обладают все пять постоянных членов Совета.
"Я уверен в том, что мы сможем найти верные слова, с помощью которых нам удастся убедить всех в том, что эта резолюция совсем не о санкциях", - заявил американский представитель в ООН Джон Болтон (John R. Bolton).
Хотя российские официальные лица как заклинание повторяют слова о том, что Иран имеет право на мирное использование ядерной энергии, Москва непреклонна в том, что Иран не должен создавать ядерную бомбу или, как часто выражаются российские дипломаты, "нарушать режим нераспространения".
"Наша позиция неизменна, и она обусловлена двумя основополагающими принципами: незыблемость и неприкосновенность режима нераспространения. Это абсолютная необходимость и главный фундамент", - заявил недавно в интервью журналистам в Москве Николай Спасский, являющийся заместителем секретаря российского Совета Безопасности.
"С другой стороны, мы должны признать неотъемлемое право Ирана, как и любой другой страны мира, на реализацию своей мирной ядерной программы, на освоение ядерной энергии в мирных целях".
"Конечно, будет нелегко увязать две эти базовые позиции, однако мы полагаем, что это все еще возможно", - сказал Спасский.
Россия заложила основы для своего доминирующего положения благодаря постоянному наращиванию экономических связей с Ираном. Кроме импорта нефтепродуктов Иран покупает у России обычные вооружения и системы противоракетной обороны.
В 90-е годы Россия продала Ирану военной техники и оборудования двойного назначения, по меньшей мере, на 4 миллиарда долларов. По данным разведывательных источников, только в этом году Тегеран заключил едва ли не миллиардную сделку на приобретение 30 систем противоракетной обороны. Из-за этих систем Соединенным Штатам и их союзникам будет довольно трудно бомбить ядерные объекты Ирана.
Россия проявила интерес к более широкому участию в развитии гражданской атомной энергетики Ирана. Она помогла построить единственную в Иране атомную электростанцию в Бушере. Это проект стоимостью в 1 миллиард долларов близок к завершению. У России довольно хорошие позиции на тот случай, если Исламская Республика Иран решит и дальше реализовывать планы по строительству новых атомных электростанций. Россия одна из немногих стран, обладающих технологией и секретами производства таких объектов, и у нее, кроме всего прочего, самые лучшие отношения с Ираном.
Американское руководство настаивает на том, чтобы Россия прекратила свое содействие в строительстве Бушерской АЭС и отказалась снабжать иранцев ядерным топливом, необходимым для работы реактора. Россия пока не проявила своей реакции, но и время для поставки такого топлива для реактора еще не наступило.
У Москвы есть в Иране и политические интересы. Иран услужливо хранил молчание, когда Москва пыталась подавить мусульманское сепаратистское движение в Чечне. Иран также воздерживается от поощрения исламских фундаменталистов, которые могут начать подстрекательства российских мусульман, составляющих около 15 процентов населения страны.
Россия начала концентрировать свое внимание на Ближнем Востоке с целью восстановления статуса мировой державы вскоре после распада Советского Союза.
Во-первых, Россия в качестве наблюдателя присоединилась к Исламской Конференции, вновь протянув руку исламскому миру. Затем, в 1992 году, Россия и Иран создали двусторонний экономический комитет для оказания поддержки совместным предприятиям двух стран.
Теплые взаимоотношения между двумя государствами означают, что Москва и Тегеран могут проводить регулярные консультации, и что Россия тщательно взвешивает все свои решения, чтобы от нее не отвернулся ни Иран, ни Запад.
"Зная русских и зная их отношения с Ираном, я могу сказать, что они сообщают Тегерану о том, насколько далеко могут зайти", - сказал высокопоставленный европейский дипломат, работающий в одной из ближневосточных стран. Он также отказался назвать свое имя, поскольку вопросы, связанные с Ираном, носят очень взрывоопасный характер.
По его словам, по мере продолжения переговоров о следующих шагах Совета Безопасности ООН, русские могут пересмотреть свои действия, прежде чем предпринимать какие-то шаги вместе с остальными игроками.
"Каждый шаг, который они обсуждают с пятеркой [постоянные члены Совета Безопасности ООН], координируется ими с теми шагами, которые они обсуждают с Ираном, - заявил этот дипломат, - у них с Ираном существует своего рода молчаливое согласие относительно того, куда они будут двигаться ... это связано с их политическими интересами. Но им приходится вести переговоры с Ираном - он расположен в их заднем дворе. И что бы ни произошло, им приходится это учитывать".