Может быть, Джордж Буш и правда волк, который пожирает свою добычу, не обращая внимания на ее протесты: 'сказал и в темный лес ягненка поволок', как в басне у Лафонтена. Однако Владимир Путин, который недавно сравнил США с этим хищником, и сам совсем не похож на невинного ягненка. Но и не на советского медведя времен "холодной войны". 'Товарищ волк кушает и никого не слушает, и слушать никого не собирается', - заявил российский президент в своем традиционном послании Федеральному собранию, уже седьмом по счету. Это был практически открытый контрудар в ответ на обвинения американского вице-президента, выступавшего в начале мая на конференции в Вильнюсе.
'Во многих сферах деятельности гражданского общества - начиная с религиозных конфессий и СМИ и заканчивая НПО и политическими партиями, российское правительство излишне ограничивает права своих граждан', - сказал Дик Чейни, и каждое из его обвинений было, несомненно, хорошо продумано. Вице-президент США также раскритиковал Россию за вмешательство в дела своих соседей и за использование нефти и газа в качестве орудия шантажа. За несколько недель до санкт-петербургского саммита Большой Восьмерки, в которой Россия впервые занимает пост председателя, этот обмен 'любезностями' может показаться возвращением к "холодной войне". 'Холодная война - два: продолжение следует', иронизировала недавно Christian Science Monitor. Ведь хотя президент Путин и настаивает на том, что никакой новой "холодной войны" не будет, все же за последние несколько месяцев наблюдается явное охлаждение отношений между двумя державами.
И это охлаждение тем более заметно, что ему предшествовал период беспрецедентного сближения между Россией и Америкой после терактов 11 сентября 2001 г. Россия и Америка называли друг друга партнерами, более того - партнерами стратегическими, подчеркивается в недавнем докладе 'Совета по международным отношениям'. Хотя на самом деле они редко вели себя, как настоящие партнеры. Их сотрудничество всегда касалось узких областей, представляющих общий интерес. К примеру, американцы закрывали глаза на то, как Россия решала чеченский вопрос, а в Москве приутихла критика по поводу расширения НАТО на восток, в том числе за счет прибалтийских стран, выхода из договора по ПРО и проникновения американцев на Кавказ и в Среднюю Азию. Таким образом, обе страны могли спокойно заявлять о своей решимости вместе бороться с терроризмом и угрозой распространения ядерного оружия.
Сейчас ситуация изменилась. Хотя Россия и потеряла после распада СССР статус великой державы, она пытается его вернуть и заставить мир забыть о катастрофическом сокращении своего влияния при Борисе Ельцине. По крайней мере, сейчас она балансирует, подобно маятнику - то тянется к Западу, то отталкивает его. Поэтому достаточно трудно понять российскую внешнюю политику. В общем-то, Владимиру Путину удалось расширить пространство для маневра на международной арене. Ему удалось самоутвердиться не только в политическом плане, по сравнению с США, чей статус сверхдержавы (по словам бывшего министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина (Hubert Védrine) был дискредитирован войной в Ираке, или с Европейским союзом, который охвачен структурным кризисом, но и в финансовом.
Россия сократила свою зависимость от внешнего мира, и это весьма заметный поворот по сравнению с ельцинским курсом. Так, Парижский клуб уже практически согласился на досрочное погашение 22 млрд долларов из двусторонних долгов России, к тому же она уже выплатила 15 млрд. По словам Тома Гомара (Thomas Gomart), руководителя программы ННГ (Новые независимые государства) во Французском институте международных отношений, 'к 2008-10 гг. Москва может выплатить свой долг практически полностью'. Ее экономический подъем впечатляет: после падения ВВП почти на 40% с 1991 по 1999 гг, к концу 2006 г. его объем, по оценкам 'Совета по международным отношениям', должен вырасти на 65%. Рост цен на энергоносители обеспечивает России не только приток средств, но и возможность давить на своих соседей, таких как Украина или Грузия. Во внутренней же политике захват заложников в Беслане в 2004 г., в результате которого погиб 331 мирный житель (ответственность за него взял на себя Шамиль Басаев) способствовал ужесточению контроля со стороны власти и усилению ее централизации. Дело ЮКОСа и арест бывшего президента этой компании Михаила Ходорковского стали тревожным звонком, предупреждающим о развороте России к более авторитарному режиму.
Возвращение более сильной России на международную арену также осуществляется путем сложных заигрываний с Азией и сближения с Китаем. В прошлом году Москва и Пекин проводили первые совместные военные учения, которые были истолкованы с китайской стороны, как предупреждение США и Японии, а с российской - как возможность сократить давление на Восточную Европу и Среднюю Азию и отвлечь внимание от своей политики там. Россия бросается из крайности в крайность и в иранском вопросе. С одной стороны, она стремится сохранить свои контракты по постройке Бушерской ядерной электростанции, с другой - явно обеспокоена тем, что Иран может получить ядерное оружие. Ей хочется играть в регионе одну из главных ролей, но в то же время не сжигать мосты в своих отношениях с Европой и Америкой. И Вашингтон не зря обеспокоен продажей Ирану российских ракет земля-воздух средней дальности и противовоздушных зенитно-ракетных комплексов большой дальности.
За свой второй и последний президентский срок, который заканчивается в 2008 г., Владимиру Путину несомненно удалось доказать, что Россия способна восстановить свои силы. Но, несмотря на это, спустя 15 лет после распада СССР, Россия все еще переживает глубокий кризис идентичности и нуждается в признании. Говорят, что бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, который много раз встречался с Путиным, вероятно, чтобы узнать его отношение к Бушу, считает, что нужно понимать подобные российские парадоксы и быть с Кремлем терпеливым, но не уступать в том, что касается демократических ценностей.
Действительно, ни США, ни Европа не хотят нового разделения мира на два лагеря и появления оси Вашингтон-Лондон-Париж, перпендикулярной оси Москва-Пекин. А ведь к ней могут добавиться еще и Нью-Дели с Бразилией, и тогда этот блок может затмить в XXI в. 'старые' державы - европейскую и американскую. При этом, опять же, как в басне, право будет на стороне сильного. США не должны поддаваться искушению последовать совету некоторых неоконсерваторов - бойкотировать предстоящий саммит Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге и продолжать диалог всемером. Даже если Путин совсем не ягненок.
____________________________________________________________
Зачем мы нападаем на Путина? ("The Conservative Voice", США)
Антиамериканское большинство в России ("Los Angeles Times", США)