С тех пор, как Россия стала председателем 'большой восьмерки', в мире не утихают опасения, что президент Владимир Путин использует энергоресурсы страны для возвращения ей сверхдержавного статуса, утраченного с распадом СССР.
В мае эта озабоченность проявилась в критическом 'залпе' вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney): он обвинил Москву в использовании энергоносителей в качестве орудия 'запугивания и шантажа' против стран, зависящих от российских поставок нефти и газа.
Однако сегодня, когда лидеры самых могущественных держав мира готовятся к саммиту 'восьмерки' в Санкт-Петербурге (он состоится 15-17 июля), им стоит поразмыслить над вопросом: возможно, новообретенную решительность России следует рассматривать не как проявление ее угрожающей мощи, а как признак слабости?
'Попытки России играть роль 'старшего брата' не подкреплены достаточными возможностями', - утверждает Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады - одного из московских аналитических центров. По его словам, январская ссора с Украиной из-за цен на газ показала, что Россия больше не может придерживаться старой 'доктрины Брежнева', предусматривающей гегемонию - и право вмешательства - Москвы на ее стратегических 'задворках'. 'Это конец преобладания России на постсоветском пространстве, - заметил он в интервью Reuters. - В отношении внешнеполитического курса страны возникает серьезный вопрос - что делать дальше?'
Сегодня, через 15 лет после распада СССР, российская экономика 'оседлала волну' нефтедолларов, благодаря которым газовый монополист 'Газпром' по капитализации вошел в первую десятку крупнейших компаний мира.
По словам источников в банковских кругах, Кремль накануне саммита 'восьмерки' хочет разместить на иностранных биржах акции государственной нефтяной компании 'Роснефть' на 13 миллиардов долларов, чтобы продемонстрировать всему миру: Россия всерьез настроена на партнерство в энергетической сфере.
Но это еще не вся картина: в российском обществе, где царит принцип 'победитель получает все', огромные богатства сосредоточились в руках горстки магнатов, а десятки миллионов людей не могут свести концы с концами. Каждый год население страны сокращается на 700000 человек, а ее вооруженные силы, зараженные дедовщиной, едва способны защитить российские границы, не говоря уже о том, чтобы угрожать соседям.
ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ?
Учитывая слабость российского государства, отмечают аналитики, специализирующиеся на политических и экономических вопросах, нет ничего удивительного в том, что Путин решил использовать государственную корпорацию 'Газпром', поставляющего четверть потребляемого Европой газа, в качестве инструмента влияния за рубежом.
''Газпром' - не государство в государстве: он и есть государство', - полагает Джонатан Стерн (Jonathan Stern) из Института энергетических исследований при Оксфордском университете. Но это, по мнению Стерна, не значит, что 'Газпром' сильно отличается от европейских энергораспределительных компаний или крупных нефтяных фирм США, которые за счет слияний превращаются в общенациональных 'флагманов', способных вести на мировой арене конкурентную борьбу за контроль над скудеющими запасами энергоносителей. ''Газпром' не задает тон: его действия - одно из проявлений общемировой тенденции, - заметил Стерн в интервью Reuters. - Не следует критиковать Россию за то, что в торговле энергоносителями она делает то же, что и остальные'.
В этом смысле новогодний конфликт из-за расценок на поставляемый Украине газ выглядит не как пример 'энергетического шантажа', а скорее как месть стране, повернувшейся к Москве спиной в результате прозападной 'оранжевой революции' 2004 г.
В последний раз, когда Путин объяснял решение 'Газпрома' перекрыть Украине кран в январе этого года из-за ценовых разногласий, в его словах прозвучал намек на то, что Россия уже расстается с надеждой на гегемонию в постсоветском 'ближнем зарубежье'. 'Если вы хотите дальше поддерживать все, что там [на Украине] происходит, вы за это заплатите', - заявил он на прошлой неделе в ходе беседы с главами иностранных информационных агентств, упрекая Запад за поддержку 'оранжевой революции', которая привела к власти лидеров, менее благожелательно настроенных по отношению к Москве, чем их предшественники. Киев больше не заслуживает поставок российского газа по льготным ценам, заметил Путин. 'Почему мы должны за это платить?' - задал он риторический вопрос.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Переговоры Путина с лидерами стран ЕС в конце мая несколько охладили страсти. В результате дискуссии о либерализации российского энергетического сектора и трубопроводной инфраструктуры в обмен на расширение доступа на европейские рынки обрели более надежный фундамент.
Поскольку в Ираке царит хаос, а другая нефтедобывающая страна - Иран - грозит сократить экспорт из-за конфликта с Западом по поводу ее ядерных амбиций, страны-потребители в конце концов, вероятно, предпочтут иметь дело с Россией, действующей пусть неуклюже, но прагматично.
Однако из-за газовой ссоры добиться в Санкт-Петербурге прорыва в связи с давней заявкой России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) будет непросто: недавнее охлаждение в отношениях между Россией и Западом не обошло стороной и этот вопрос.
Переговоры с Соединенными Штатами - ключевой этап на пути к вступлению России в ВТО, которое позволит ей получить дополнительные миллиарды долларов за счет торговли и инвестиций - забуксовали: разногласия связаны с доступом иностранных компаний в российский банковский сектор, видеопиратством и сельским хозяйством.
Тем не менее, Эндрю Саммерс (Andrew Summers), глава российского отделения Американской торговой палаты, оценивает шансы на достижение договоренности как 60 к 40 - если президент Джордж У. Буш сможет обуздать вашингтонских скептиков и достичь соглашения лично с Путиным. 'Это потребует политической воли от обоих президентов', - заметил Саммерс.