Решение о том, что в этом году саммит клуба промышленно развитых демократических стран состоится в России, было принято лидерами 'большой восьмерки' в 2002 г. Этим они хотели дать миру два сигнала. Во-первых, о том, что Россия выходит из затяжного постсоветского экономического штопора. Во-вторых, о том, что она прочно заняла место в западной семье наций.
Санкт-Петербург послужит эффектным фоном для подтверждения первого тезиса. Как и другие крупные города разбогатевшей на нефти России, он процветает - мостовые переложены, барочные дворцы заново вызолочены. Саммит также продемонстрирует, что Россия вновь заняла место за столом ведущих держав.
Однако председательство России в G8 показывает вовсе не то, как прочны ее отношения с европейскими партнерами и США, а то, насколько Россия все еще обособленна. Оно уже было отмечено спором из-за энергоносителей с Европейским Союзом и взаимной подозрительностью по поводу демократии в отношениях с США. С другой стороны, президент Владимир Путин продолжал укреплять связи с Китаем, подписав в марте многомиллиардный контракт на поставку газа.
Разговоры о новой китайско-российской оси, новом столкновении между лагерями авторитаризма и демократии и даже новой холодной войне, вероятно, являются преувеличением: Москва больше не исповедует воинственную, экспансионистскую идеологию. На пока надежды на то, что Россия закрепится в западном сообществе, тщетны.
'Москва сошла с западной орбиты и отправилась в свободный полет', - говорит Дмитрий Тренин из московского центра Карнеги, либеральной исследовательской группы.
По мнению Тренина, ответственность за это несет и Запад. Россия наблюдала за тем, как НАТО и ЕС подходят к ее порогу, не предлагая ей реальных шансов на вступление. Попытки флирта сначала с США после 11 сентября 2001 г., затем - с государствами 'старой Европы', выступившими против войны в Ираке, не были вознаграждены партнерством равных, о котором мечтала Москва.
Другие добавляют, что безоговорочная поддержка России Европой и США, в конечном счете, нанесла урон рыночным реформам 1990-х, в результате которых обнищали миллионы людей, а государство практически оказалось под контролем горстки сверхбогатых 'олигархов', в связи с чем Запад и его ценности были дискредитированы в сознании многих россиян.
Команда Путина пришла к власти в 2000 г., и единственным конкретным пунктом ее программы было наведение порядка. Но в последние месяцы высокопоставленные чиновники - особенно, Владислав Сурков, заместитель руководителя президентской администрации и штатный идеолог Кремля - излагают видение будущего России и ее места в мире.
Это видение включает в себя приверженность демократии (хотя и приспособленной к потребностям России) и европейским ценностям. Но оно также пронизано граничащей с паранойей подозрительностью относительно Запада и его мотивов, выраженной так же отчетливо, как недавняя критика США в адрес России. В его центре стоит то, что Сурков называет 'суверенной демократией'. Это можно перевести примерно как 'мы сделаем по-своему'.
Россия - европейская страна, говорит Сурков. Но ее будущее - быть независимым государством, а не частью транснациональной структуры, подобной ЕС. Это демократическая страна, но со своей спецификой.
Прокремлевская партия 'Единая Россия', контролирующая две трети мест в российском парламенте, должна доминировать еще 10-15 лет, заявил Сурков в феврале партийному активу, для того, чтобы не допустить возвращения олигархии 1990-х или победы националистов-'изоляционистов'. Он сравнил это с правлением Либерально-демократической партии в Японии или социал-демократов в Швеции, продолжавшимся более сорока лет.
Эта суверенная и обширная Россия, лежащая в Европе и Азии, стремится играть центральную роль в мировых делах. И именно в этом российские лидеры видят основную причину усиления критики со стороны Запада.
'Скажу прямо: не все были готовы к тому, что Россия так быстро начнет возвращать себе экономическое здоровье и положение на мировой арене, - заявил Путин на совещании с послами России на прошлой неделе в Москве. - Кто-то смотрит на нас через призму предрассудков прошлого. . . и видит в сильной, возрождающейся России угрозу'.
Возрождающаяся Россия - не угроза, - настаивают ее лидеры. Но и не большой друг Западу. В марте 'Московские новости' опубликовали статью министра иностранных дел Сергея Лаврова, к которой он пишет, что Россия выступает за одни и те же принципы сотрудничества со всеми партнерами - будь то бывшие советские республики, Китай, Индия, США или Европа. Россия считает себя одним из полюсов 'многополярного' мира и видит свою задачу, прежде всего, в создании противовеса американскому могуществу. Она глубоко убеждена в неэффективности использования администрацией Буша политики распространения демократии в качестве панацеи.
'Россия из своей прошлой истории хорошо помнит увлечение навязчивыми идеями изменения мира, - писал Лавров, - и не может подписаться под выдвигаемыми сегодня аналогичными проектами, как бы они ни назывались - повсеместным продвижением свободы и демократии или 'преобразовательной дипломатией'.
Высокопоставленные чиновники дают понять, что Россия считает поддержанные США 'оранжевые революции' в таких бывших советских республиках, как Украина и Грузия, не распространением демократии, а антиконституционными переворотами, нацеленными на продвижение западного влияния в странах, граничащих с Россией. Москва считает, что Запад попытается провернуть нечто подобное и в России, где в следующем году состоятся парламентские выборы, а в 2008 г. - президентские.
Сурков сообщил партактиву 'Единой России', что фундаментальной угрозой суверенитету, помимо международного терроризма, является мягкое поглощение по современным 'оранжевым технологиям'.
Как Путин дал понять на прошлой неделе, еще более реальной угрозой Россия считает столкновение исламской цивилизации с христианской, учитывая что в ней проживает 15 миллионов мусульман. Поэтому она настаивает на том, чтобы кризис вокруг ядерных амбиций Ирана - как и любой другой международный кризис - был решен путем компромиссов и дипломатии. Россия намерена не допустить повторения иракской войны.
Но Москва считает, что в XXI веке основной формой конкуренции между развитыми странами будет не военная, а экономическая. Сурков утверждает, что на самом деле глобализация - старая борьба за влияние в новом обличье. 'При всех радостях глобализации, как говорится, дружба дружбой, а дивиденды американцы считают там у себя, англичане - у себя. . . мы, грешные, - у себя, а большинство считает убытки, - заявил он, выступая перед партийными деятелями. - Поэтому когда нам говорят, что суверенитет - вещь устаревшая, как и - национальное государство, мы должны все-таки задуматься, а не разводят ли нас'.
Стратегия России в глобальной экономической гонке направлена на то, чтобы стать 'энергетической супердержавой'. Дмитрий Медведев, первый вице-премьер и наиболее вероятный преемник Путина, заявил в июне на конференции в Санкт-Петербурге, что экспорт энергоносителей, а также других природных богатств России, станет основой возрождения страны. Благодаря ему, будут получены средства для обновления инфраструктуры, диверсификации экономики и развития технологий.
'Мы должны сосредоточиться на создании крупных корпораций и поддержке их внешнеторговой деятельности', - заявил Медведев. Администрация Путина заменила своекорыстных, как она считала, олигархов 1990-х созвездием 'национальных чемпионов'. Некоторые из них контролируются государством, как энергетические гиганты 'Газпром' и 'Роснефть', другие же можно охарактеризовать как лояльные государству частные компании: 'Лукойл', ТНК-ВР и 'Сургутнефтегаз' в нефтегазовой сфере и 'Русал' в алюминиевой.
Таким образом, позиция России заключается в отстаивании своих интересов, а не в угрозах. Однако, пока в Москве будет преобладать такое мышление, отношения с Западом, останутся напряженными. Две стороны не научились говорить на одном языке, как показали недавние разногласия по поводу энергоносителей. Существуют и потенциальные горячие точки.
'В ближайшие два года вероятно возникновение большой бреши в американо-российских отношениях в том случае, если в НАТО войдет Украина', - говорит Сергей Караганов, глава негосударственного Совета по внешней и оборонной политике.
И перед Западом может встать дилемма в том случае, если следующие выборы в России будут признаны несоответствующими международным стандартам. Будет крайне рискованно заявить, что российский лидер нелегитимен. Российские эксперты по внешней политике предупреждают, что постоянные наставления Запада России могут вообще оказаться контрпродуктивными.
Красной линией сквозь выступления российских политиков проходит желание участвовать в диалоге с Западом на равных, а не в качестве стороны, проигравшей в холодной войне, и пользоваться такой же свободой в выборе собственного пути, какую позволяется иметь партнерам, подобным Китаю.
'Мы не считаем, что нас победили в "холодной войне", мы считаем, что мы победили свой тоталитарный строй, - заявил Сурков иностранным журналистам на прошлой неделе. - Это Москва демократизировала это гигантское пространство, которое теперь развивается по-новому'. По его мнению, если бы на Западе так оценивали происходящие события, Россию бы больше уважали.
____________________________________________________________
Россия переосмысливает свою роль в мире ("The Financial Times", Великобритания)
Саммит 'восьмерки': важнейший шанс уже упущен ("The Financial Times", Великобритания)