Своими размышлениями по поводу украинских процессов с 'Днем' поделился один из влиятельнейших в России экспертов Евгений КОЖОКИН, директор Российского института стратегических исследований (большая государственная структура, созданная еще в 1992 году; занимается информационно-аналитическим обеспечением деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти РФ).
- Как вы оцениваете распад 'оранжевой' коалиции и формирование так называемой антикризисной?
- Россия не заинтересована в хроническом кризисе в Украине. Потому что это исключительно важный для нас экономический партнер. Отсутствие нормально функционирующего правительства в любом случае дестабилизирует ситуацию. В этом плане, исходя из своих собственных интересов, мы рассчитываем на то, чтобы в Украине просто было правительство, чтобы оно нормально функционировало, было предсказуемым, решало экономические вопросы и сугубо прагматически подходило к отношениям с нами. Вот то, что больше всего интересует на данный момент политический расклад в Москве. Что касается политического характера, совершенно очевидно, что мы не заинтересованы в том, чтобы правительство было антироссийским. В какой степени оно будет проводить политику, отвечающую нашим пожеланиям, это уже зависит от внутреннего расклада сил в Украине, от того, как в вашей стране будут осознавать свои кратковременные и долговременные экономические интересы. Все-таки для нас на сегодняшний момент, прежде всего, важно то, чтобы правительство состоялось.
- Означает ли это, что приход к власти коалиции, состоящей из Партии регионов, коммунистов и социалистов, автоматически приведет к улучшению отношений между Украиной и Россией?
- В любом случае руководство в России будет судить не по лозунгам, а по делам. Но при такой коалиции шансы установить нормальные, деловые и совершенно предсказуемые отношения с Россией, конечно, гораздо выше, чем у блока, где потенциальным лидером может стать Юлия Тимошенко.
- Не рассматривается ли в России вариант пересмотра газовых договоренностей, достигнутых в начале этого года, в случае премьерства Виктора Януковича?
- В любом случае ситуация на рынке газа развивается, возвращаться к тем формулам взаимодействия, которые были раньше, невозможно. В том числе и по причине того давления, которое оказывают и на Россию, и на Украину наши европейские партнеры, которые являются главными потребителями газа, идущего на экспорт. В общем, тренд направлен на повышение цен на газ.
- Но ведь затраты на добычу газа в открытых скважинах не растут, а цена подскочила в четыре-пять раз. . .
- Это связано с тем, что происходит, как мы видим, увеличение цен на нефть. А так сложилось, что цены на газ привязаны к ценам на нефть. К тому же ЕС заинтересован в том, чтобы, в конечном счете, цены на газ, и в Украине, и в России, и в Беларуси приблизились к тем ценами, которые имеются в Евросоюзе. Это в интересах потребителя и связано с его заинтересованностью в том, чтобы, например, энергозатратные виды продукции, которые производятся в России, в Украине были менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными европейскими продуктами. Мы же с ЕС по многим статьям являемся конкурентами. Не надо это забывать.
- Со стороны России нынешнему правительству вменяли в вину то, что оно идет на Запад в ЕС и НАТО. В ответ российская сторона устами высокопоставленных лиц угрожала прекратить украинско-российское сотрудничество в ОПК. Измениться ли ситуация в этой отрасли после прихода к власти Януковича? Будет ли такое сотрудничество расширяться?
- Речь не идет о том, чтобы выдвигать какие-то упреки Украине о западном или незападном выборе. Речь идет о долгосрочных интересах страны. Украина по типу своей экономики не является Эстонией, Латвией или Словакией. Это большая европейская страна, структура экономики которой очень многомерна. Вопрос в том, будет ли эта многомерность сохраняться, или Украина будет превращаться в не особенно развитую европейскую провинцию. Устраивает ли руководство Украины быть такой страной, лишенной собственного экономического потенциала, в том числе и собственной оборонной промышленности. Если стратегический курс состоит в этом, то, конечно, вы вправе его проводить. Мы в России хотим сохранить свою высокотехнологическую промышленность, которая в значительной степени связанна с оборонным комплексом. Если Украина также собирается сохранять и развивать свою промышленность, в том числе ОПК, то совершенно очевидно, что мы партнеры и даже союзники. В этом случае мы будем развивать эти кооперационные связи. Но это должны быть не тактические решения: сегодня - одно правительство, завтра - другое. Первое объявляет один курс, а второе - другой. Нужен стратегический курс страны, и он должен быть понятен, потому что это связано с большими вложениями, с обеспечением безопасности, с огромным количеством рабочих мест. Если в этом вопросе будет определенность, то в России найдется много структур, которые заинтересованы в сохранении и, более того, в развитии связей украинско-российского ОПК.
После оранжевой революции украинский политический класс прошел целый этап в своем развитии. Сейчас есть возможность действительно понять, куда будет двигаться Украине. Ясно, что нельзя продолжать курс, который был при Кучме. Курс постоянных колебаний, неопределенности. Мне кажется, что многие поняли, что курс, избранный 'оранжевым' правительством, которое возглавляла Юлия Тимошенко, был сопряжен с очень большими экономическими и социально-политическими потерями для Украины. Сейчас есть возможность найти иной новый курс. Возможно, этот курс может предложить Янукович и те силы, которые собираются вокруг него в новую коалицию.
N113, четвер, 13 липня 2006