Нью-Йорк часто становится местом назначения произведений искусства, исчезающих из музеев и частных коллекций, однако у города, являющегося центром мира искусства, есть достаточное количество осторожных глаз, следящих за подозрительными сделками, недостающими звеньями и предложениями чрезвычайно редких вещей за относительно невысокую плату.
Когда на прошлой неделе стало известно, что из двух ведущих российских музеев были украдены сотни произведений искусства, ньюйоркцы, связанные с миром искусства, и служащие правоохранительных органов, занимающиеся преступлениями в сфере искусства, стали следить, не появятся ли эти предметы на главном рынке многомиллиардной индустрии искусства.
В составленный ФБР список десяти самых ценных украденных произведений искусства входит много работ, о которых очень много говорили после их пропажи и которые так и остались ненайденными. Такие картины, как "Крик" Эдварда Мунка (Edvard Munch), которая была украдена 2 года назад в ходе вооруженного ограбления, совершенного посередине дня, и "Мадонна с веретеном" Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci), украденная из шотландского замка в 2003 году, настолько хорошо известны, что любая попытка продать их очень быстро станет известна органам правопорядка, говорят чиновники.
Международная организация уголовной полиции - Интерпол - не располагает мировой статистикой преступлений в сфере искусства, однако, судя по докладам из входящих в нее стран, четыре первых места занимают Франция, Италия, Россия и Германия.
В 2004 году из 55 музеев и 236 религиозных учреждений России были украдены 1855 предметов. Во Франции были утрачены 5543 произведения искусства.
В мире искусства известно, что лишь 2% работ, которыми владеют музеи, выставлены на всеобщее обозрение. Остальные обычно находятся в укрепленных хранилищах с особым климатическим режимом, например таких, как находящаяся на Лонг-Айленде "Крепость" - национальная корпорация, специализирующаяся на хранении и сохранении предметов искусства и старины. В странах с менее выраженной культурой покровительства искусству ценные предметы зачастую хранятся в менее безопасных местах. Поступившие из России сообщения о краже сотен произведений из Санкт-Петербургского Государственного Эрмитажа и из Российского государственного архива литературы и искусства подчеркивают недостатки, имеющиеся у организаций по всему миру, в том числе и у некоторых ведущих американских институтов, отмечают наблюдатели.
Джеймс Уинн (James Wynne), специальный агент ФБР, расследующий преступления в сфере искусств, говорит, что кражи, совершаемые работниками соответствующих учреждений - распространенное явление в каждой стране. "В общем и целом кражи из музеев и подобных учреждений являются скорее внутренней проблемой. Все обычно происходит не так, как это изображает Голливуд, в фильмах которого взломщики под покровом темноты проникают в музей через крышу", - отметил он.
Наблюдатели говорят, что после кражи произведение искусства часто направляется за границу. Обычно в таких странах, как Россия, нет такого подкрепленного толстыми кошельками спроса на произведения искусства, какой имеется в Лондоне или Нью-Йорке.
Джеймс Джексон (James Jackson), глава "Jackson International" - галереи, занимающейся некрупными произведениями искусства из России, говорит, что для вывоза украденных ценностей из России существует мощный финансовый стимул.
"Вы можете выставить одну из таких вещей в галерее в Москве или Санкт-Петербурге, и она не принесет столько денег, сколько могла бы принести на аукционе "Сотбис" в Лондоне или Нью-Йорке", - сказал он. Как только предмет попадает на рынок Лондона или Нью-Йорка, его происхождение гораздо легче скрыть или изменить. Примерно раз в месяц кто-нибудь предлагает ему посмотреть на "ценное" произведение искусства из России, однако его галерея отказывается от предметов, не имеющих подробных документов, сказал Джексон.
Рост числа преступлений, совершаемых в сфере искусства в последние годы, объясняет возникновение параллельных рынков. С ростом цен на произведения искусства растет и стимул у преступников. В 1990-м году картина Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh) "Портрет доктора Гаше" была продана в Нью-Йорке на аукционе "Кристис" за 82,5 миллиона долларов США. Картина Пикассо (Picasso) размером 90 на 81 сантиметр "Мальчик с трубкой" была продана за 104 миллиона в 2004 году. В июне этого года рекорд был снова побит, когда картина Густава Климта (Gustav Klimt) была продана за 135 миллионов долларов.
По словам Питера Шеффера (Peter Schaffer), совладельца нью-йоркской галереи "A la Vielle Russie", занимающейся произведениями искусства из России, на сотни рисунков Якова Чернихова, украденных из Российского государственного архива литературы и искусства, в Америке будет огромный спрос.
Путь украденного произведения искусства может меняться, однако оно будет перемещаться очень быстро, говорит исполнительный директор Международного фонда исследований в области искусства Шарон Флешер (Sharon Flescher).
"Чаще всего оно пройдет от преступника к скупщику краденного и потом к покупателю, который не задает слишком много вопросов, - сказал он. - Когда дело касается кражи произведений искусства, международные границы становятся очень пористыми. И произведения искусства, особенно небольшие, могут перемещаться очень быстро. Однако, если о краже много говорили и сообщали в средствах массовой информации, то вероятность подобного исхода существенно снижается".
Международная реакция на кражу произведений искусства, особенно хорошо известных, за последние полвека существенно изменилась. В наши дни предметы искусства сразу же заносятся в специальные списки, крупнейшими из которых является Реестр утерянных произведений искусства и "Trace", а также Интерпол рассылает международные уведомления о пропавших работах.
Работы, которые поступили на законный рынок и выставляются на продажу на аукционах, обычно быстро обнаруживаются, как это было с 274 рисунками Чернихова, обнаруженными на российских и международных рынках после того, как 22 июня на аукционе "Кристис" были проданы 9 работ этого художника. Эти рисунки так и не были отданы покупателю, и впоследствии вернулись в Россию. От 500 до 900 рисунков все еще считаются пропавшими, пишет лондонская газета "Times".
Существует опасение, что эти рисунки, как и эмали, изделия из серебра и ювелирные изделия, украденные из Эрмитажа, в сложившейся ситуации - когда о них узнали представители сферы искусств и правоохранительные органы - могут быть спрятаны на годы, говорят аналитики. Анонимные источники и коллекционеры, не знавшие, что они купили украденные работы, вернули 18 из 221 предмета, украденного из Эрмитажа.
Президент Путин приказал провести национальную инвентаризацию ценностей и предметов искусства в свете вскрывшихся краж, которые, как отмечают некоторые наблюдатели, указывают на системные проблемы в обеспечении сохранности и ведении отчетности в испытывающих нехватку денежных средств российских музеях.
Для воров рынок - даже черный рынок с его ежегодным оборотом в размере 6 миллиардов долларов - является слишком опасным местом для продажи украденных произведений искусства. Единственным вариантом, говорят наблюдатели, остается спрятать эти работы на неопределенный срок.
"Они будут спрятаны, - говорит директор нью-йоркского офиса компании "Altermann Galleries & Auctioneers" Питер Фолк (Peter Falk). - Шумиха заставит упрятать их на какое-то время. Возможно, они тихо найдут свое место на стенах домов некоторых российских олигархов".
Г-н Шеффер из "A la Vielle Russie" отметил: "Если они спрячут эти вещи, то спрячут на неопределенный срок. Ходят слухи, что в некоторых странах, например, Турции, прячут украденные картины за другими картинами, и, таким образом, могут смотреть на них, перевернув предварительно раму".