Природные богатства веками определяют политику государств и империй. Люди не единожды воевали за приправы, копру, медь и уголь. В ХХ веке определяющее значение зачастую имели конфликты за получение доступа к месторождениям нефти. Сегодня, по крайней мере, в Европе, золотом стал природный газ. Его запасы истощаются, а спрос растет. Тот, у кого есть газ, располагает сегодня более мощными инструментами давления, чем многие государства с сильными армиями, а крупнейшие в мире месторождения этого ресурса находятся в России.
Москва переосмысливает идеологию, цели и форму государственных структур. И делает это необычайно умело. Российские власти четко определили слабые и сильные стороны своей страны. Из этого анализа следует, что то, на чем держалась сила бывшей советской империи на международной арене - армия, ядерные ракеты, массовый шпионаж и дипломатия - сильно проржавело, и делать это опорой своего могущества было бы безумием. А Россия хочет быть могущественной, хотя уже не как империя, а как одно из ведущих национальных государств мира.
Это что касается пассивов, а активы? Ведь к ним не отнесешь демографическую катастрофу, обнищание населения, исключение миллионов людей из экономической жизни, низкий уровень гражданской активности, неэффективность администрации. Что же остается? Важнейший козырь, газ. Дешевый - его дает сама природа. Эффективный - он необходим для развития мировой экономики.
Россия представила свое новое оружие зимой, в самом начале 2006 г., объявив о повышении цен на это топливо для Украины. Это произвело немалое впечатление не только на новое 'оранжевое' правительство в Киеве, но также - а, может, прежде всего, на власти стран Европейского Союза и структуры ЕС. Лишь после этого кризиса они начали серьезно думать о диверсификации поставок газа. В настоящее время страны ЕС покупают у России около четверти требующегося им топлива, но его потребление регулярно растет, и через несколько лет достигнет уровня в 30 процентов. Однако здесь у Москвы мощный аргумент: она является ближайшим, стабильным и надежным поставщиком, а, кроме того, располагает самыми развитыми сетями доставки газа на запад континента. Диверсификация поставок в ЕС потребовала бы громадных инвестиций. Ближайшие к Европе месторождения находятся в Алжире, но этой стране постоянно угрожает исламский экстремизм, и невозможно предугадать, сохранится ли там нынешний режим в перспективе 10-20 лет - а именно с таким упреждением рассматриваются решения об инвестициях в поставки газа. Уже сегодня европейцы покупают в Алжире значительные объемы этого сырья, и дальнейшее повышение объемов вызвало бы новую зависимость от одного поставщика - на этот раз исламского. Единственным долгосрочным решением было бы строительство АЭС и массовое использование возобновляемых источников энергии, но и то и другое - дело будущего.
Россия знает, что в среднесрочной перспективе Европа на нее обречена, однако из этого она не делает имперских выводов. Москве нужны деньги на модернизацию и развитие. А Запад алчет газа, являющегося топливом европейской экономики. Обе стороны вынуждены сотрудничать, и россияне вовсе не собираются загонять Европу в угол. Они предлагают ей большое соглашение, по ее мнению, выгодное всем - то есть долгосрочные контракты на поставки газа по постоянным ценам и общий контроль над сетями трубопроводов и даже добычей.
Новая газовая политика России воспринимается в странах ЕС двояко. Одну точку зрения представляют импортеры из т.н. старого ЕС, то есть, главным образом, Германия и Италия, но также и Франция. Они считают, что приобретение газа у России - это просто бизнес, стратегический, но подчиняющийся правилам экономической игры. Исходя из этого, нужно, разумеется, поддерживать хорошие отношения с Россией, поскольку это гарантирует постоянные и безопасные поставки, но здесь и речи не идет о сферах влияния или борьбе за господство. При такой интерпретации даже повышение цен для Украины оказывается обоснованным. Почему украинские получатели (но также белорусские и молдавские) должны платить всего треть европейской цены? Обоснованны даже требования Москвы к Белоруссии, Украине и Молдавии о передаче ей трубопроводов - ведь если у них нет наличных, то пускай платят по счетам трубами.
Другую точку зрения представляют Польша и балтийские страны. По их мнению, Россия использует газ для восстановления своего политического господства на территории бывшего Советского Союза, его бывших сателлитов и даже на западе Европы. Российские условия торговли газом воспринимаются как более или менее открытый шантаж.
Однако в сегодняшнем мире империализм старого типа не имеет смысла, зато существует борьба за позицию на политической карте мира. Возможно, Россия порой ведет себя слишком нервно, поскольку у нее осталось мало времени для того, чтобы добиться для себя 'достойного места'. По разным оценкам, ее газовые месторождения будут исчерпаны через 20-30 лет. Прежде, чем это произойдет, Москва должна выкачать из Запада как можно больше денег и инвестировать их в другие отрасли, что позволит ей ликвидировать зависимость своего развития от продажи сырья. Только в этом случае она сохранит свою позицию одного из ключевых игроков международной политики.
На империализм у России нет ни сил, ни возможностей. Это колосс, который, борясь за выживание, хватается за газовый спасательный круг. Однако, научившись хорошо плавать по волнам глобальной экономики и политики, он не будет в нем нуждаться и перестанет делать тревожные шаги. Но этого момента нам придется еще подождать.