После 2001 г. мы не подвергались атакам террористов, но не следует благодарить за это громоздкий, непомерно раздутый бюрократический аппарат разведслужб
Через пять лет после самого разрушительного теракта в истории США все серьезнейшие недостатки, характерные для наших разведслужб, сохранились. Разведывательные задачи выполняют 16 различных ведомств, скорее напоминающих враждующие кланы, чем слаженную команду. В ЦРУ царит хаос. А информационные технологии ФБР остаются на уровне каменного века.
Сегодня разведслужб расплодилось столько, что координация их деятельности необходима как никогда, и, тем не менее, органа, осуществляющего жесткий контроль над всем этим сообществом, не существует. В 2004 г. конгресс учредил должность директора национальной разведки. Однако вместо объединения разведслужб этот шаг спровоцировал яростную борьбу за 'сферы влияния'. Последние два года, пока в аппарате директора ожесточенно спорят, кто будет докладывать президенту, а кто - разрабатывать штатное расписание, Пентагон без лишнего шума расширяет собственную разведывательную деятельность в стране и за рубежом.
Ничего хорошего в этом нет. Пентагоновские структуры сегодня дублируют другие ведомства по таким направлениям как проведение тайных антитеррористических операций, сбор разведданных за рубежом и наблюдение за американцами на территории страны без судебных ордеров, санкции президента и реального надзора со стороны директора национальной разведки и Конгресса.
Малоизвестное подразделение Пентагона - Управление по контрразведывательной оперативной деятельности, было создано в 2002 г. для пресечения терактов против американских военнослужащих, однако с тех пор оно превратилось во внушительную контртеррористическую структуру с широчайшими функциями, имеющую в подчинении более 4000 военных следователей, находящихся на действительной службе или в резерве.
Ситуация с обменом информацией между спецслужбами улучшилась - но скорее на бумаге. 'Витриной' реформы разведывательного аппарата стало вновь созданное ведомство - Национальный контртеррористический центр, где представители различных служб сидят в одних кабинетах и составляют совместные доклады. Центр даже создал секретный интернет-сайт, обеспечивающий государственных чиновников обобщенными разведданными о террористических организациях.
Звучит неплохо. Однако аналитики из Центра имеют разный уровень допуска и служат в различных ведомствах, поэтому каждый из них может ознакомиться с имеющейся информацией лишь частично. Обмен разведданными до сих пор не налажен даже в тех случаях, когда инструкции это позволяют. Информация разбросана по трем десяткам несовместимых друг с другом компьютерных сетей. Чтобы получить доступ ко всем этим данным, аналитику нужно шесть компьютеров.
'Картина слегка пугающая, - заметил сенатор-республиканец от штата Огайо Майк Девайн (Mike DeWine) (R-Ohio), член специального сенатского комитета по разведке, в ходе слушаний в связи с утверждением генерала Майкла Хейдена (Michael Hayden) в должности директора ЦРУ. - Как будто мы просто наспех скрепили скотчем различные системы. Несомненно, мы можем придумать что-нибудь получше'.
Получается, не можем, сенатор. При этом за пределами Национального контртеррористического центра ситуация с обменом информацией выглядит еще хуже. В своем отчете за 2005 г. комиссия по расследованию терактов 11 сентября оценила деятельность на этом направлении как неудовлетворительную. А в недавнем исследовании рабочей группы по вопросам национальной безопасности фонда Markle Foundation отмечается, что обмену информацией по прежнему препятствуют 'борьба за сферы влияния и нечеткое разграничение компетенции', чиновники, 'до сих пор цепляющиеся' за старые методы работы, и недостаточная преданность делу. Члены рабочей группы пришли к выводу, что, несмотря на десятки предложений, указаний и инструкций, 'систематический, надежный обмен информации представляет собой скорее желаемое, чем действительное'.
Но это еще цветочки. Если вас интересуют ягодки, посмотрим, что творится в ЦРУ и ФБР.
Какова нынешняя стратегия ЦРУ по проникновению в ряды 'Аль-Каиды'? Ответ прост: все те же старые методы, но в большем масштабе. С 2001 г. Управление утроило количество оперативников, работающих под прикрытием - вместо того, чтобы повышать качество работы персонала и разрабатывать новые методы для вербовки джихадистов, которых, как известно, на приеме в посольстве не встретишь. Как выразился один бывший разведчик, если вы увеличиваете число агентов на 50%, не меняя радикальным образом методов их деятельности, это просто парализует всю работу.
При этом ведомство, которое, между прочим, назвали Центральным, до сих пор не способно 'выдать на гора' обобщенные аналитические материалы о противниках Америки. В прошлом году комиссия при президенте, возглавляемая федеральным судьей Лоуренсом Зильберманом (Laurence Silberman) и бывшим сенатором-демократом от штата Вирджиния Чарльзом Роббом (Charles Robb), пришла к выводу, что ситуация в области стратегической разведки крайне неблагополучна, и к тому же ухудшается. 'По всем направлениям, - отмечается в докладе комиссии, - разведывательное сообщество крайне плохо осведомлено о ядерных программах многих из самых опасных игроков на мировой арене. В некоторых случаях оно сегодня осведомлено об этом хуже, чем 5 или 10 лет назад'.
Парадоксальным образом, теракты 11 сентября лишь усугубили проблему, поскольку внимание аналитиков сосредоточилось на сегодняшних угрозах, а не попытках определить, с какими противниками мы можем столкнуться завтра. Многих сотрудников ЦРУ беспокоит, что разведывательное ведомство превращается в 'CNN под грифом секретно': оно реагирует на текущие события, не пытаясь 'заглянуть за горизонт'. Сам Хейден предупреждал Конгресс: если мы не займемся серьезным анализом на долгосрочную перспективу, Соединенные Штаты будут 'постоянно заставать врасплох'.
Одним словом, ничего хорошего.
Обратимся теперь к ФБР: в мае его директор Роберт Мюллер (Robert Mueller) заявил в Конгрессе, что возглавляемое им ведомство 'расширило свои функции, радикально пересмотрело планы, силы и средства в области разведки, и резко увеличило штаты'. Он вообще ФБР имеет в виду, или что-то еще? В прошлом году генеральный инспектор из Министерства юстиции выяснил, что аналитики Бюро - то есть те, кто должен складывать крупицы информации в единую мозаику - лишь половину рабочего времени уделяют своим прямым обязанностям. Чем же они так заняты? Выносом мусора и ответами на телефонные звонки - т.е. выполняют ту же неквалифицированную работу, которую их заставляли делать до 11 сентября.
Часто слышишь: для реформ требуется время. Однако в истории хватает примеров, когда несравнимые по сложности задачи выполнялись в более короткие сроки. В 1865 г., через пять лет после начала Гражданской войны в США, единство страны было восстановлено, а рабство отменено. Через четыре года после нападения японцев на Перл-Харбор американские войска, преодолев два океана, выиграли войну. Отцы-основатели США написали текст нашей Конституции всего за 100 дней.
В понедельник вечером, обращаясь к нации из Овального кабинета, президент Буш в очередной раз повторил то, что он говорит в каждую годовщину терактов 11 сентября: сегодня наша жизнь стала безопаснее. В одном президент прав: за пять лет после этих событий на территории США не произошло не одного теракта. Но везенье не стоит путать с эффективностью.
Эми Зигерт - доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, специалист по проблемам государственной политики. Вскоре выйдет ее книга, посвященная провалам разведки в связи с терактами 11 сентября