Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Google с трудом входит на новый российский рынок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сергей Брин, один из создателей Google, родился в 1973 году в Москве и свои первые слова сказал по-русски. Однако ни русский язык, ни российский рынок не дадутся Google так легко

Сергей Брин, один из создателей Google, родился в 1973 году в Москве и свои первые слова сказал по-русски. Однако ни русский язык, ни российский рынок не дадутся Google так легко.

Google, созданный в Силиконовой долине Брином и Ларри Пейджем (Larry Page), уже успел адаптировать свой поисковый сервис к десяткам языков мира и продает рекламу на миллиарды долларов. Однако в России Google пока что тащится в аутсайдерах - и по количеству поисковых запросов, и по числу рублей, собранных за привязанные к ним рекламные объявления.

Брин с родителями уехал из России еще в 1979 году, а Google открыл русский сайт всего три года назад, а первый офис продаж открылся всего год назад, то есть на этом рынке Google дал конкурентам огромную фору. Однако, по утверждениям как специалистов самой компании, так и представителей конкурентов, задержка в развитии обусловлена в том числе языковыми и культурными особенностями рынка.

- Google обещал всех похоронить - ну и где они? - говорит генеральный директор компании 'Рамблер-Медиа', владельца интернет-портала и поискового сервиса, одного из главных конкурентов Google в России. - Совсем не так высоко.

Во многих странах Западной Европы Google уже стал самым популярным интернет-сайтом и на сегодняшний момент самой популярной поисковой службой; в России же он едва входит в десятку. По данным интернет-счетчика comScore Networks, с домашних и рабочих компьютеров на Google в октябре выходило 28 процентов российских пользователей интернета, то есть среди крупнейших интернет-брендов Google вышел на восьмое место. Во главе гонки по-прежнему идет 'Яндекс', частный российский поисковик, которым пользуется 64 процента пользователей; второй - почтовая служба Mail.ru с 56 процентами, третьим - 'Рамблер' с результатом 53 процента.

Google отстает даже по доле доходов от контекстной рекламы, на рынок которой он, собственно, вышел первым в мире. Пятьдесят процентов рынка такой рекламы, по сведениям голландского банка ING, контролирует 'Яндекс', затем идет 'Рамблер', у которого 41 процент, а на долю всех остальных, в том числе и Google, приходится всего 9 процентов.

Россия - не единственная страна, где Google столкнулся с трудностями. Например, в Китае власти предоставили ему возможность развиваться только после того, как компания согласилась проводить самоцензуру результатов поиска. В отличие от Китая, Россия ни к Google, ни к местным поисковым службам никаких политических требований не предъявляет: например, поиск на сайте www.google.ru по слову polonium - то есть 'полоний', радиоактивное вещество, которым месяц назад в Великобритании отравили бывшего российского разведчика Александра Литвиненко - возвращает 11,1 миллиона результатов. Так что трудности, с которыми Google столкнулся в России, обусловлены скорее не политикой, а проблемами с русским языком.

- Наши сведения о русском языке оказались не столь полными, сколь нам бы хотелось, - признал начальник отдела инженерного обеспечения Google Каннан Пашупати (Kannan Pashupathy). На прошлой неделе Google сменил дизайн своего русского сайта и увеличил его возможности по работе со сложным русским языком, в котором существительные могут быть трех родов, а правила склонения включают до шести падежей.

Компания ищет другие пути повышения качества своих услуг. К порталу добавлена местная версия службы Google News, собирающей заголовки новостей с информационных интернет-сайтов. Также на прошлой неделе непосредственно пользователям русского интернета открыли доступ к почтовой службе Google. Для более глубокого изучения российского рынка Google недавно открыл второй офис в России, в Санкт-Петербурге.

Несмотря на скромную восьмую позицию в рейтинге российских интернет-брендов, по некоторым направлениям в последние годы Google существенно продвинулся вперед. По сведениям российской исследовательской компании 'Комкон', с конца 2003 года, когда сайт был еще в самой начальной стадии развития, доля посещающих сайт Google интернет-пользователей уже удвоилась.

- Конечно, они в состоянии справиться с возникшими трудностями, - говорит Энди Аткинс-Крюгер (Andy Atkins-Kruger), управляющий директор английской фирмы Web Certain Europe из Йорка. Фирма специализируется на организации маркетинговых кампаний через поисковые службы на различных языках. - Но 'Яндекс' и 'Рамблер' не будут стоять на месте.

Аналитики считают, что по мере роста российского интернет-рынка он начнет приносить достаточно доходов, чтобы хватило сразу нескольким крупным игрокам. Банк ING ожидает, что количество пользователей интернета в России за ближайшие десять лет увеличится более чем в два раза и составит 47 миллионов человек. К 2012 году расходы на интернет-рекламу могут составить почти миллиард долларов. Для сравнения, в прошлом году объем рынка не превышал 110 миллионов долларов.

Конечно, Google мог бы обеспечить свой рост в России и за счет приобретения кого-либо из местных конкурентов, однако к лидеру рынка 'Яндексу', говорит его генеральный директор Аркадий Волож, компания до сих пор напрямую с таким предложением не обращалась.

- Понятно, что все со всеми общаются, [но] пока они предпочитают не покупать, а конкурировать, - сказал он о ситуации с Google.

По словам Ирины Гофман из 'Рамблер-Медиа', понимание местными компаниями особенностей российского рынка не ограничивается одним языком. Например, рассказывает она, российские компании получают плату за интернет-рекламу через традиционные счета в 'реальных' банках, и это своеобразная компенсация за то, что в России относительно небольшое число мелких предприятий работает по кредитным картам или через онлайновые платежные системы. Аркадий Волож считает, что справляться с конкурентом из Силиконовой долины русским помогают талантливые программисты и инженеры.

- Когда мы говорим о недвижимости, это место, место и ничего кроме места. Когда мы говорим об интернете, это технология, технология и ничего кроме технологии. И у нас есть отечественные технологии, которые во многих случаях превосходят то, что есть у них.

_________________________________________

Блогосфера: последнее убежище для россиян ("The International Herald Tribune", США)

Страх и свобода в интернете ("Project Syndicate", США)