Русская зима уже не ассоциируется с солдатами, стучащими зубами от холода, поскольку климатические изменения обещают рост температуры. Теперь русская зима используется хозяевами Кремля для того, чтобы перекрыть поставки углеводородов по трубопроводам, проходящим по территориям соседей и других стран транзита. В 2006 г. противостояние было с Украиной, на влияние в которой тогда еще претендовала Россия, в январе 2007 г. - с отвергнутой Белоруссией. В прошлом году речь шла главным образом о газе, в этом году сигнал тревоги пришел по нефтепроводу 'Дружба'. Это новое видение русской зимы подпитывается и самой Европейской Комиссией, которая пользуется случаем, чтобы возобновить свое постоянное движение к созданию общей энергетической политики. И Брюссель обвиняет Москву и прощает бывшие республики за нарушение законов рынка.
Если мы отвлечемся на некоторое время от выгод, которые возможная общая энергетическая политика может принести ЕС, то сразу же поймем, что проблема заключается не столько в российских зимних маневрах, сколько в стратегическом желании стран бывшего СССР сохранить цены на углеводороды на самом низком уровне для собственного потребления и поднять налоги, взимаемые за транзит энергоресурсов по трубопроводам, проходящим по их территории, которые снабжают по рыночным ценам другие европейские страны, такие как Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Австрия, Италия, Франция и, главным образом, Германия. Нынешнему кризису с поставками энергоресурсов из России предшествовало повышение налогов на транзит со стороны Белоруссии. Почему же тогда Европейская Комиссия умалчивает об этой ситуации и ее причинах?
Во-первых, потому что КЕС необходимо заложить основу общей энергетической политики. Поэтому 10 января был представлен новый энергетический план, полный скрупулезных деталей, которые так характерны для Брюсселя, таких как космическая задача ограничения увеличения температуры на планете на два градуса по сравнению с уровнем (зарегистрированным?) 'до-промышленного периода'!
И Дурау Баррозу воспользовался зимним кризисом, чтобы подчеркнуть, что ЕС 'должен выступить единым голосом на переговорах со своими партнерами в области энергетики'. При этом, его позиция, как и заявления председателя ЕС А.Меркель подразумевают, что этот голос будет направлен против России, а не столько для создания нового международного юридического порядка в области поставок энергоресурсов. . .
Во-вторых, отсутствие внимания к причинам и последствиям энергетического кризиса связано с нынешней полемикой по поводу альтернативных путей доставки ресурсов и стран - поставщиков энергоносителей, питаемой также американским проектом 'Набуко', который должен уменьшить зависимость ЕС от российского газа благодаря газопроводу, связывающему Азербайджан с Венгрией, в котором Турция будет занимать центральное место в обеспечении безопасности этого пути, укрепившееся с присоединением Болгарии и Румынии. А Турция, которая уже является гарантом свободного плавания в проливах, не станет бойкотировать проект. . .
Действительно, с точки зрения разнообразия поставщиков ЕС должен бы выиграть от этой политики конкуренции, однако главное состоит не в этом. Главное, помимо призыва к использованию альтернативных источников энергии, что рано или поздно приведет к росту производства электричества, состоит в развитии международного государственного права в этой области, явление, которое, как представляется, не может входить в компетенцию КЕС в ее предложениях по единой энергетической политике.
В реальности, и учитывая высокую степень энергетической зависимости многих стран ЕС с одной стороны от российского газа (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария зависят на 100 %, Венгрия, Австрия, Чехия и Греция - на 75 %, Германия и Италия также являются крупными потребителями), а с другой стороны от алжирского газа, следовало бы провести международную конференцию, которая собрала бы государства-производители, государства-потребители и государства, через чью территорию проходят трубопроводы, для выработки правовых норм транзита и гарантий поставок энергоносителей.
Таким образом, как уже удалось достигнуть соглашения о свободном морском плавании, свободном плавании по большим рекам, о мирном проходе через проливы и каналы, пришло время для международного сообщества договориться, на настоящий момент и на будущее, о свободном транзите энергоресурсов.
______________________________________________________
Нефть: новая 'холодная война' России ("El Mundo", Испания)
Россия и энергетическая безопасность Европы ("De Tijd", Бельгия)
Должна ли Европа бояться России? ("La Tribune", Франция)