Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неумолимый отток

Власть утекает из рук президента Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кабинет министров Украины одержал в противостоянии с президентом серьезнейшую победу: парламент преодолел президентское вето на закон, в соответствии с которым список полномочий правительства существенно расширяется. Власть медленно, но верно ускользает из рук Ющенко

From the Economist Intelligence Unit ViewsWire

Кабинет министров Украины одержал в противостоянии с президентом серьезнейшую победу: парламент преодолел президентское вето на закон, в соответствии с которым список полномочий правительства существенно расширяется. Власть медленно, но верно ускользает из рук Ющенко. Если бы страна при этом двигалась к повышению политической стабильности, когда руководство могло бы сосредоточиться не на борьбе за власть, а на реальном управлении страной, это следовало бы считать позитивным аспектом. Однако битва за полномочия еще далеко не окончена. Украина еще даже не приблизилась к консенсусу относительно структуры своей политической системы.

По новой конституции Украина живет с начала 2006 года, хотя на практике этот документ с самого начала лишь задавал рамки, и многие нормы предстояло определить в рабочем порядке. Вопрос неурегулированности отношений между президентом, кабинетом и парламентом приобрел особенную остроту во второй половине года, когда Виктор Янукович, политический соперник президента Виктора Ющенко, стал премьер-министром. В конце декабря парламент провел подготовленный кабинетом законопроект, существенно подрывающий позиции президента. 11 января Ющенко наложил на него вето.

Поскольку вето президента может быть преодолено только двумя третями голосов парламентариев, вероятность этого казалась довольно низкой: хотя у Януковича в парламенте есть большинство, без согласия 'Нашей Украины', во всем согласовывающей свои действия с Ющенко, у него не было перспективы набрать необходимые для этого триста голосов. Однако 12 января парламент своим голосованием все же преодолел вето, поскольку Януковича поддержала бывшая союзница Ющенко Юлия Тимошенко. Взамен она потребовала, чтобы правительство поддержало два законопроекта, выдвинутых ею.

Прорешавшиеся

Закон о полномочиях кабинета, который теперь дожидается подписи Ющенко и после подписания вступит в силу, значительно уменьшает полномочия президента. В настоящее время у Ющенко есть право назначать и увольнять некоторых членов правительства, однако по новому закону парламент получит право не утвердить кандидатуру министра, назначенного президентом. Более того, закон сужает количество оснований, по которым президент имеет право не принять кандидатуру премьер-министра, одобренную парламентским большинством. И, наконец, в законе ограничивается право президента издавать указы прямого действия и вводится право премьер-министра и других членов кабинета отказаться подписывать президентские указы, если они с ними не согласны.

В обмен на поддержку Тимошенко блок Януковича обеспечил беспрепятственное прохождение закона, запрещающего депутатам региональных законодательных собраний выходить из партии, от которой они были избраны. На общенациональном уровне подобный закон уже существует. Для Тимошенко он имеет особое значение: он не дает власти переманивать депутатов из 'Блока Юлии Тимошенко'. Кроме того, парламентским большинством в первом чтении принят продвигаемый Тимошенко закон, определяющий права парламентской оппозиции. В частности, в нем подробно прописан перечень парламентских комитетов, в которых председателей назначает оппозиция, а также перечислены права оппозиции. Останется ли закон в первоначальном виде на подходе к третьему чтению - пока неизвестно.

Решение Тимошенко голосовать в одной упряжке с Януковичем следует рассматривать как исключительно тактическое. У Тимошенко разворота, подобного тому, который совершил социалист Александр Мороз, в середине 2006 года переметнувшийся из 'оранжевого' лагеря обратно к олигархам с востока, которых представлял Янукович, не произошло. Не исключено, что Тимошенко рассчитывает на то, что прохождение закона спровоцирует президента на роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В такой ситуации у Тимошенко появляется шанс самой стать премьер-министром, поскольку 'Наша Украина' стала совершенно непопулярной, а Янукович в результате повышения тарифов на коммунальные услуги тоже потерял какую-то часть электората. Кроме того, после прохождения закона о полномочиях правительства место премьер-министра становится гораздо более серьезным призом, чем раньше.

Установка на добро

Такой оборот событий довольно сильно разочаровывает тех, кто надеялся на проведение прозападных реформ на Украине: в последние три месяца Янукович при поддержке олигархов систематически и довольно успешно побеждает Ющенко практически в любом сражении за раздел полномочий между президентом и кабинетом. Но, мало того, что президента теснит сам Янукович - ему еще и помогает Тимошенко, пусть и из собственных соображений краткосрочного характера.

Главное, что можно оценить в целом положительно - Украина, судя по всему, движется к такой системе государственного управления, при которой определяющая роль будет принадлежать кабинету министров. Однако в данной ситуации важно не столько то, на какой конкретно форме государственного устройства остановится страна, сколько то, что вопрос этот в любом случае должен быть решен. Только после того, как это произойдет, власть окажется в состоянии сосредоточиться на управлении страной, а не на сиюминутных политических склоках. А пока борьба между различными ветвями власти не утихает, шансов на то, что на Украине наконец начнут проводиться реформы, по которым до сих пор никто не может договориться - например, создание рыночного оборота сельскохозяйственных земель - практически нет, вне зависимости от того, кто в данный момент находится у власти.

Еще не вечер

Главное, что не дает довести до конца эту логику - Ющенко еще далеко не побежден. То, что он отступает, и, вероятно, будет продолжать отступать и дальше - это факт. Однако белый флаг ему выбрасывать еще слишком рано. Президент наверняка отправит новый закон о полномочиях кабинета в Конституционный суд, и есть вероятность, что суд не согласится с некоторыми его положениями, включая и статьи, гласящие, что парламент может одобрять кандидатуры премьер-министра, а также министров обороны и иностранных дел вне зависимости от позиции президента.

Кроме того, у Ющенко остается еще и 'ядерное оружие': он может обратиться в суд с просьбой признать незаконным весь пакет конституционных реформ, проведенных в 2004 году (до их принятия президент был безоговорочно самой влиятельной фигурой в стране). Определенные основания для такого шага у него имеются: Конституционный суд должен проводить экспертизу всех предлагаемых поправок к конституции перед их вынесением на голосование, а в конце 2004 года эта процедура хотя и была в основном соблюдена, некоторые части текста были еще раз исправлены после того, как документ вернулся из суда в парламент. Строго говоря, это может рассматриваться как нарушение конституционной процедуры.

Но, если не учитывать все эти соображения, следует признать, что Украине еще довольно далеко до окончательного формирования политической системы. Все заинтересованные и противоборствующие стороны, представляемые Ющенко, Януковичем и Тимошенко, встали на максималистские позиции. Ни одна из них не подает сигналов не то что о намерении искать некий консенсус, но даже о готовности к компромиссу. Если бы было принято предложение Ющенко готовить законопроект о полномочиях кабинета министров совместно с правительством, это, возможно, приблизило бы Украину к урегулированию вопроса об отношениях между ветвями власти. Однако в нынешней ситуации этот вопрос остается предметом острейших разногласий.

Есть в создавшемся положении и еще один аспект, касающийся правил, которые разработали отдельно президент и правительство для исключения различного рода неопределенностей, вызванных незаконченностью конституционной реформы. Во многом эти правила написаны не для реальной работы и поддержки долгосрочной стабильности, а специально для того, чтобы их авторы получали некие краткосрочные преимущества. Хотя в настоящий момент позиции Януковича представляются гораздо более прочными, чем позиции Ющенко, Украине еще очень далеко до появления стабильной и нормально работающей политической системы, которая пользовалась бы широкой поддержкой в стране.

____________________________________________________

Макиавелли в костюме Гамлета ("Tygodnik Powszechny", Польша)

Революция провалилась? ("The Weekly Standard", США)