Горячее дыхание предстоящих выборов все сильнее чувствуется в России. В декабре текущего года страна будет избирать нижнюю палату своего парламента - Государственную Думу, а уже в марте 2008 г. - президента. При всей важности выборов парламентских, борьба там предстоит серьезная - со скандалами, снятием списков и прочих вывертах административной системы - главными все же являются выборы президента. И здесь интрига гораздо сильнее, чем борьба двух пропрезидентских партий 'Единой России' и 'Справедливой России' и примкнувшей к ним ЛДПР Владимира Жириновского между собой. У Путина заканчивается второй срок, а на третий, как ВВ сам неоднократно заявлял, он не пойдет. Но также часто российский президент заявлял, что из политики не уйдет и свое место в строю найдет.
Тем не менее, проблема преемника остается. И даже не столько в смысле персональном, хотя это имеет большое значение, сколько в построении структуры власти после Путина по Путину. Место в строю надо не просто найти, а чтобы и самому в этом строю не потеряться, и нужных людей на соответствующие места определить. Борис Ельцин перед своим уходом это сделал и практически весь первый президентский срок Путин потратил на демонтаж этой системы. Теперь нечто готовится и преемнику. Если вздумает ломать, то четырех лет и не хватит, а там конституция разрешает баллотироваться в 2012 г. и самому Путину. Фундамент под систему после 2008 г. уже заложен, теперь осталось возвести стены и накрыть все крышей. Начался обратный отсчет времени, последовали кадровые перестановки.
Уравнение с двумя известными
На роль преемника выдвинулись два питерских соратника Путина: Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. При этом на старте первый имел некоторое преимущество - ему поручили заниматься национальными проектами в области жилищного строительства, образования, медицины и сельского хозяйства. Понятно, что деятельности ответственного за все это, обеспечено соответствующее место в информационных программах телевидения. Всех и каждого волнуют жилье, образование и медицина. Заботы об этом первого вице-премьера понятны простым людям, то есть избирателям. А это очень важно на выборах. Опросы показывают, что известность Медведева растет не по дням, а по часам.
Сергею Иванову досталась более трудная и неблагодарная стезя. Заняв пост министра обороны, он был только простым вице-премьером со всеми вытекающими из этого последствиями. К тому же заниматься армейскими проблемами с дедовщиной в армии, дезертирством, воровством, защитой корпоративных интересов и, наконец, реформой этой самой армии при яростном сопротивлении генералитета - дело мало приятное и совсем не добавляющее имиджа. И вот теперь Сергей Иванов вознагражден за труды адовы - президент повысил его также до первого вице-премьера и забрал из министерства обороны. Как заявил Путин, 'одна из главных проблем, которые мы с вами решаем, - это придание российской экономике более инновационного характера. В связи с этим мы с председателем правительства согласовали, и мною подписан Указ о расширении сферы ответственности Сергея Борисовича Иванова в правительстве РФ, возложив на него обязанности координировать, кроме ВПК, часть гражданского сектора экономики...'.
Повышение Иванова стало едва ли не главной интригой перестановок. Большинство наблюдателей увидели в этом стремление президента уравнять шансы двух 'преемников'. Однако в действительности, главной задачей повышения Иванова было - расширение сферы его полномочий. Иванову важно хотя бы год поработать более многопрофильным руководителем. Новый первый заместитель председателя правительства, скорее всего, будет курировать всю промышленность. Кроме того, тот факт, что он ушел с поста министра обороны, также очень важен: это позволяет ему несколько дистанцироваться от армейских проблем. Заметим, что когда министерство обороны возглавляет 'преемник' - именно так Иванова воспринимает общественность - внимание к любым армейским происшествиям возрастает многократно, а каждое дело о дедовщине или дезертирстве становится буквально политическим фактором.
Задача перед новым первым вице-премьером все равно нелегкая - усилить инновационную составляющую в сырьевой структуре российской экономики. К тому же подавляющему большинству граждан России все равно непонятно, что такое инновационная экономика, когда цены на газ и электроэнергию, как и на все другое, растут и растут. Страна переполнена деньгами, а народ этого не чувствует, инфляция так и рвется за 10%, несмотря на запрет президента. Не слушается кремлевского владыку - и все тут.
Кстати, признаки повышения Сергея Иванова в статусе были заметны уже в Мюнхене. Именно там Владимир Путин произнес речь, напомнившую многим в Европе и Америке еще не столь отдаленные времена холодной войны. Произведя сенсацию, российский руководитель спешно из баварской столицы отбыл, предоставив Сергею Иванову отвечать на возникшие вопросы. Жест достаточно красноречивый с учетом византийских кремлевских нравов. И он не остался незамеченным.
Тем не менее, повышение Иванова - это еще и черная метка Медведеву. Бизнес в национальные проекты не идет. Более 85% из 600 опрошенных крупных бизнесменов отрицательно ответили на возможность своего участия в национальных проектах. А если бизнес сторонится, то что-то неладное с проектами. В 2006 г. было построено более 50 млн. кв. метров жилья, при этом цены на квартиры резко увеличились. Недовольных стало еще больше. В нацпроекте 'Здоровье' Медведев сделал акцент на 'первичном звене': в здравоохранении эту роль играет поликлиника и участковые врачи, которых, по данным первого вице-премьера, стало на 3500 больше. Врачи, которые напрямую столкнулись с увеличением зарплат участковым, 'контрольные цифры' комментируют по-другому: повышение зарплаты было гарантировано только при отказе от совместительства, которое активно практиковалось участковыми врачами, и при выполнении огромного количества новой, бумажно-отчетной, работы. Для Путина нацпроекты имеют принципиальное значение, и пробуксовка в этом деле его очень раздражает. Медведев, который был фаворитом, получил серьезное предупреждение о возможном снятии с дистанции.
Второй эшелон
За шумихой вокруг повышения в должности Сергея Иванова как-то незаметным оказались другие перемещения в правительстве России. Министром обороны назначен Анатолий Сердюков, хорошо знакомый с Путиным, называемый креатурой помощника президента Виктора Иванова глава Федеральной налоговой службы. Выходец из Санкт-Петербурга с юридическим и экономическим образованием. Многие годы в Ленинграде занимался мебелью, начав с замзавсекцией магазина. С 2000 г. начал работать в налоговых органах и дослужился до руководителя управления Министерства по налогам и сборам (МНС) по Санкт-Петербургу. Добившись серьезного сокращения задолженности налогоплательщиков, в 2004 г. Сердюков занял аналогичную должность в Москве. Вскоре стал замминистра по налогам и сборам, а затем возглавил созданную вместо МНС Федеральную налоговую службу. Самым известным его достижением стало 'дело ЮКОСа'. При нем внедрялась автоматизированная система учета налогоплательщиков, вызвавшая большие споры, было сменено руководство межрегиональных инспекций, и служба окончательно закрылась от СМИ.
Проблемы российских военных практически при Иванове не решались. Деньги на армию стали тратиться, действительно, большие, а толку все равно никакого. Очевидно, Путину захотелось навести хоть какой-то порядок в армейских финансах и хоть немного прикрыть те черные дыры, через которые уже вытекли бюджетные деньги - почти триллион рублей. Однако, дырявые финансы только часть проблем военных. Назначение гражданского человека во главе военного ведомства еще не означает, что над ним установлен контроль. Бюрократ не может осуществлять такой контроль по определению, так как он зависит от вышестоящих начальников и работает не политически, а по аппаратным рецептам.
Да и Сергей Иванов далеко не ушел. Он будет курировать ВПК и авиапромышленность. При этом на довольно высокой должности. Под руководством гражданского чиновника снизится аппаратный вес Министерства обороны и появятся дополнительные возможности для генералов ВПК навязывать военным дорогое и бесполезное вооружение, что происходило в советское время.
Гораздо более значительным является назначение нового вице- премьера Сергея Нарышкина - человека, совершенно неизвестного широкой публике. Тоже выходец из северной столицы он в 1978 г. окончил Ленинградский механический институт по специальности 'инженер-радиомеханик'. Второе высшее образование по специальности - 'экономист' - получил в Петербургском международном институте менеджмента. Владеет английским и французским языками.
На протяжении двух с половиной лет он был правой рукой главы правительства Михаила Фрадкова и стал одним из серых кардиналов российского правительства. Ни одно важное экономическое событие в стране не обходилось без него. Нарышкин курировал проводимую сейчас реформу миграционного законодательства, участвовал в подготовке передела таможенных органов, проведенного по требованию президента. Теперь Нарышкин на посту вице-премьера получит полный контроль над внешнеэкономической деятельностью. Интересно, что Нарышкин, несмотря на теплые взаимоотношения с Михаилом Фрадковым, куда теснее связан с президентом Владимиром Путиным. Он работал с будущим президентом в мэрии Санкт-Петербурга с 1992 г.
Сергей Нарышкин на посту главы аппарата правительства занимался разделом полномочий между таможней и Минэкономразвития, проблемами приватизации 'Связьинвеста', согласованием законопроекта об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли, введением в действие административных регламентов, решением ряда вопросов вокруг 'Роснефти' - чиновник входит в ее совет директоров. Сергей Нарышкин с назначением вице-премьером, видимо, станет вторым по весу чиновником в правительстве.
Отвлекающий маневр?
Главным для Путина является не выбор наследника, а формирование системы власти, после его вынужденного ухода из Кремля. Когда люди будут расставлены, определены цели и задачи, тогда можно будет заняться и персоналиями. Не так давно в передаче Владимира Соловьева на канале НТВ министр экономического развития Герман Греф говорил о своем близком уходе из правительства. Знал что говорил. В правительстве создано три центра власти: группировки вокруг двух первых вице-премьеров и экономический блок министра экономического развития Германа Грефа и министра финансов Алексей Кудрина. После произведенных перестановок третий центр явно потерял в аппаратном весе.
Путин совершенно запутал российский истеблишмент. Не ясно, на кого молиться и под чьи знамена становиться. Тут ошибка может дорого стоить. Уже давно известно, что первый вице-премьер - это не заместитель главы правительства, а в перспективе вице-президент. При назначении премьер-министром России Михаила Фрадкова новому главе кабинета ставилась задача сформировать компактное, не перегруженное заместителями премьера правительство. Относительно единственного оставшегося вице-премьера было специально объяснено, что он никакой не первый. Первые вице-премьеры остались в прошлом. Теперь это прошлое стало российским настоящим. И вице-премьеры, которые ориентируются не на главу кабинета, а на самого президента, который делает вид, что выбирает между ними. А на самом деле может так случиться, как это часто случалось в российской истории. Наследником оказывался совсем не тот или те, к которым прикованы взгляды элиты и всей страны, а темная лошадка, о которой вдруг с изумлением узнает огромная страна.
Есть одна проблема. Вице-премьер с перспективой вице-президента таковым может стать, только побывав в должности премьера. А вот этого Путин избежал, ясно дав понять, что премьером остается Михаил Фрадков и никаких перемен здесь не предвидится. Возникает впечатление, что все эти игры с назначением первых и непервых вице-премьеров - не более, чем фон в тонкой игре, которую ведет Путин со своей элитой. А где-то в недрах близких российскому президенту спецслужб готовится его настоящий преемник. Ведь бывших разведчиков не бывает, а проведению операций прикрытия Путина учили высококлассные специалисты и, судя по всему, научили. На радость или на горе России, что покажет ближайшее будущее.
N31, середа, 21 лютого 2007