Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Окончание 'холодной войны'. Двадцать лет спустя

Окончание 'холодной войны'. Двадцать лет спустя picture
Окончание 'холодной войны'. Двадцать лет спустя picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это выражение, если не само явление, вышло из небытия. После мюнхенской речи Владимира Путина и объявления американских планов о размещении системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике 'холодная война' возвращается. Как и ее участники. . .

Это выражение, если не само явление, вышло из небытия. После мюнхенской речи Владимира Путина и объявления американских планов о размещении системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике 'холодная война' возвращается. Как и ее участники. В статье, опубликованной в 'Wall Street Journal', бывшие государственные деятели США Генри Киссинджер (Henry Kissinger), Джордж Шульц (George Shultz), Сэм Нанн (Sam Nunn) и Уильям Перри (William Perry) выступили с тревожным заявлением: 'Соединенные Штаты, если не будут срочно приняты соответствующие меры, против своей воли откроют новую ядерную эру - более рискованную, психологически дезориентирующую и гораздо более затратную экономически, чем даже 'холодная война''.

Еще один участник политических событий 1970-1980-х годов, бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt), вторит им на страницах немецкой газеты 'Die Zeit', издателем которой он в свои 88 лет является. Ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, несмотря на недавно заключенное соглашение с Пхеньяном, дают повод к размышлениям о том, какая политика проводилась после подписания в 1967 году Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Нельзя сказать, что договор потерпел фиаско, но претворялся в жизнь он плохо, если не сказать больше. И в любом случае он несколько устарел. Это - текст короткого содержания. Договор запрещает его участникам, кроме пяти ядерных держав, существовавших во время его подписания (Соединенные Штаты, Франция, Великобритания, Китай и Россия, в то время СССР) владеть ядерным оружием. Но договор не предусматривает санкций против его нарушителей. Одним из пунктов договора является оказание помощи присоединившимся к нему государствам со стороны ядерных держав в области развития мирных ядерных технологий. Последние должны встать на путь разоружения.

Г-н Шмидт не раскаивается в том, что подписал ДНЯО от имени Федеративной республики Германия, но отмечает, что число ядерных держав возросло с пяти до девяти, что крупные державы не разоружились, исключение составляет подписанный в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности, что ситуацию обостряет возможность получения ядерного оружия террористическими организациями, и что помощь неядерным государствам в области мирного атома осуществляется по принципу двойных стандартов. Не говоря уже о странах, которые обзавелись бомбой вне рамок ДНЯО, но избежали праведного гнева международного сообщества, например, Израиль, Индия и Пакистан.

Какие же шаги необходимо предпринять в этой ситуации? В первую очередь не выходить из ДНЯО, несмотря на все его недостатки и опасность того, что он позволяет государствам, не нарушая условий, дойти до порога создания ядерного оружия, как это уже отмечал в 1977 году американский стратег Альберт Волстеттер (Albert Wohlstetter). Затем, применительно к каждому отдельному случаю, нужно разработать дополнительные меры в отношении стран, которые не соблюдают условия ДНЯО. Сложность состоит в том, что ко всем нарушителям необходимо применять одинаковые меры, чтобы не создавалось впечатление несправедливого подхода. Непопулярность, которой пользуются Соединенные Штаты в таких сложных регионах, как Ближний Восток, не облегчает задачу международного сообщества. И, наконец, необходимо переосмыслить стратегию ядерного сдерживания, чтобы адаптировать ее к новым угрозам и дополнить возможностями противоракетной обороны.

Именно так в течение последних лет и поступали американцы. Их действия вызвали скептицизм у европейцев и возмущение у русских. Вашингтон утверждает, что система ПРО направлена против средних держав, владеющих несколькими ракетами, а не против крупных держав, которые обладают возможностью сделать ее неэффективной. Но развертывание этих новых средств служит предлогом для нового витка гонки вооружений, который противоречит всем заявлениям, сделанным в первые годы после окончания 'холодной войны'. Единственное, что поможет противостоять этой угрозе, это придание международного характера противоракетной обороне.