Когда-то мы носили солнцезащитные очки только на отдыхе. Но времена изменились. Почему мы стремимся круглый год видеть мир в 'темном свете', попытался выяснить Саймон Милз.
У Боно есть специальная хитрость для вечеринок. Когда вокалиста U2 спрашивают, почему он никогда не расстается со своим 'фирменным знаком' - солнцезащитными очками с голубыми стеклами (теми самыми широченными обтекаемыми очками от 'Chanel' , пришедшими на смену модели 'глаза мухи' фирмы 'Cutler and Gross', которой он отдавал предпочтение, когда записывал альбом 'Achtung Baby') - он с подкупающей искренностью объясняет, что темные очки делают его звездный статус более очевидным. Без них он выглядит, как обычный низенький ирландец. 'Смотрите, - говорит он, снимая и надевая очки, поднимая их на лоб и опуская на нос, как в свое время любил делать Эрик Морекамбе (Eric Morecambe - английский комический актер - прим. пер.). - 'С очками - рок-звезда . . . без очков - обычный парень. Рок-звезда. Обычный парень. Рок-звезда. Обычный парень . . .'
Все дело в том, что сейчас в вопросе 'оснащения' своих лиц мы все стали немного похожи на Боно. Оглянитесь вокруг и увидите (если, конечно, стекла Ваших очков 'Persol' не слишком темные), что солнцезащитные очки теперь носят круглый год, летом и зимой, под солнцем и под дождем, на улице и в помещении, на носу и на лбу, и никто не считает это грубым нарушением этикета.
Почему? Из всей обоймы модных аксессуаров солнцезащитные очки - самая претенциозная и ненужная вещь. Можно, конечно, возразить, что глобальное потепление и рост количества солнечных дней в году (даже в Ковентри в прошлом году наблюдалось 1 586 часов солнечного сияния) помогли нам стать нацией, любящей тень. Но изначальное практическое назначение солнцезащитных очков уже позабылось. Теперь мы надеваем их не для защиты своих глаз от опасных солнечных лучей, они нужны исключительно для имиджевых целей, они - наш гламуряж, защита от этого противного внешнего мира. Да, мы надеваем темные очки, когда проглядывает солнышко, но веяния моды привели к тому, что они стали нужны нам, чтобы доказать свою значимость.
Без солнечных очков мы просто Джо или Джейн, но стоит нам купить пару сногсшибательных 'авиаторских' очков от 'H&M' (классные светло-фиолетовые линзы, стальная оправа, стоят сущие копейки), и мы в мгновение ока преображаемся, становимся похожими на звезд из глянцевых журналов. Отныне мы не какие-нибудь серые мышки, мы - важные, гламурные, известные, великосветские, прожигающие жизнь, нас окутывает тайна, мы страдаем от несправедливых обвинений, ставим все на зеро, мучаемся от похмелья или от несчастной любви и т.д. и т.п.
В среде 'хеллоу!кратии' солнцезащитные очки стали таким же пагубным пристрастием - Я без них не могу выйти из дома! - как кредитные карты и мобильными телефоны. В первый раз я понял это, когда брал интервью у Лайама Галлахера и Пэтси Кенсит. В прихожей, на столике, куда мы обычно бросаем ключи от машины, собачий поводок и пачку неоткрытых писем от журнала 'Yes!', банка или налоговой службы, у мистера и миссис 'Зажигай, Британия!' лежали 50 пар дизайнерских солнцезащитных очков - они надевали их перед тем, как выйти из дома. Конечно же, эти очки защищали их глаза от вспышек камер назойливых папарацци, но у меня создалось впечатление, что эта звездная парочка считала, что без них Пэтси окажется обыкновенной актрисой с хриплым голосом, а Лайам - любящим пиво обитателем Манчестера.
Взгляд на мир сквозь затененные стекла очков стал всеобщим поветрием среди тощих бесполых завсегдатаев колонок сплетен и таблоидов. Пэрис Хилтон, вся жизнь которой проходит за темными стеклами очков или черными окнами лимузинов, носит огромные очки 'Sunny Mann', которые позволяют ей ощущать и себя и всемирно известной богатой стервой, и застенчивой мышкой. Она носит их в суде, на вечеринках и великосветских приемах.
Огромные очки, которые так любят худосочные дамы, например, Пош (Виктория Бэкхем - прим. пер.), Пэрис или Николь Ричи, искажают пропорции их лиц, визуально уменьшают размеры их голов, придают им вид маленьких девочек. Пош кажется, что выглядит очень стильно в больших очках от 'Dior'. Я же считаю, что она похожа на семнадцатилетку, одетую, как героиня сериала 'Крутые рейнджеры'.
Пара инъекций ботокса в лоб, коррекция коллагеном губ, после чего они, конечно, становятся пухлыми, но двигаются с трудом, грива накладных волос - и вот перед Вами человек, лицо которого также экспрессивно, как нарисованные мордашки кукол компании Mattel. И кто-то еще осмелится утверждать, что те, кто скрывает свое лицо под паранджой, выглядят скрытными и не заслуживающими доверия!
И пусть не все из нас подпали под пагубное воздействие этой оптической напасти, многие не могут обойтись одной парой очков. Как правило, в охваченной модной лихорадкой Великобритании, люди покупают несколько, скажем - шесть, пар очков для разнообразных случаев, настроений и нарядов. Стандартный набор включает в себя классические, спортивные и дизайнерские очки. Некоторые покупают четыре пары каждый год, хотя прекрасно понимают, что даже если очки и стоят 300 фунтов стерлингов, это - вещи хрупкие и недолговечные: они могут надоесть или выйти из моды, мы постоянно теряем их, оставляем в аэропорту, садимся на них. Что, безусловно, только способствует расцвету 'очечной' индустрии.
Вы думаете выгодно производить модные сумочки и обязательную для покупки в этом сезоне обувь? Это - семечки по сравнению с барышами, которые приносят солнцезащитные очки. Миланская корпорация 'Luxottica' - 'очечный' гигант, который владеет торговыми марками 'Ray-Ban', 'Arnette', 'Persol', 'Bausch and Lombe', 'Sunglasses Hut', 'Lenscrafters', а также производит по лицензии очки под брендами 'Ralph Lauren', 'Bulgari', 'Burberry', 'Chanel', 'D&G', 'Dolce & Gabbana', 'DKNY', 'Ferragamo', 'Miu Miu', 'Prada', 'Versace', 'Versus'. Коллекция 'Luxottica' включает в себя 2650 моделей, и ежегодно пополняется 800 новинками. В 2006 году объем продаж 'Luxottica' составил 4,7 млрд. фунтов стерлингов, 13% рост по сравнению с 2005 годом.
Тони Гросс из лондонской компании 'Cutler and Gross' продает очки знаменитостям в своем маленьком модном бутике, расположенном в Найтсбридж Грин, с 1970-х годов, 'когда солнечные очки покупали только пожилые люди, которые хотели защитить свои глаза. И дизайн был таким ужасным. Совсем не модным'. Гросс помнит те времена, когда покупка очков - была вынужденной необходимостью, а не обязательным модным аксессуаром, тогда люди покупали в универмаге 'Boots' за 3.99 фунта очки в фальшивой черепаховой оправе, которые позволяли им на ближайшие несколько месяцев тешить себя иллюзией, что они ничем не хуже Витаса Герулайтиса или Джоан Коллинз в очках 'Nina Ricci'. 'Зимой солнцезащитные очки никто не покупал, - вспоминает Гросс. - Если лето выдавалось холодным - бизнес шел плохо. Теперь время года на продажи почти не влияет'.
Перемены начались при Маргарет Тэтчер, в золотые 80-е, лозунгом которых было: 'Трать безудержно и безрассудно!'. 'В 1983 году Том Круз в фильме 'Рискованный бизнес' носил очки марки 'Wayfarer', и компания о которой уже к тому времени все позабыли, в одночасье снова стала популярной. Все хотели иметь 'Wayfarer', и были готовы заплатить за них любую цену'. Гросс, который сделал много пар стильных очков для Элтона Джона, не побоялся выставить на витрину первую пару очков, цена которых превышала 100 фунтов. Гросс был уверен в своем чутье, и ему не пришлось сожалеть о своем решении, поскольку с тех пор солнцезащитные очки стали крайне прибыльным товаром.
Так какие же солнцезащитные очки Вам следует носить на пляже и в офисе этим летом? В районе Шоредич опять вошли в моду те самые очки 'Wayfarer', которые носил Том Круз в 1980-х. Чарли Портер из журнала 'GQ' рекомендует мужчинам, предпочитающим строгий стиль, носить 'авиаторские' очки или очки от 'NHS' в массивной оправе (в Челси Мишель Гийон как раз производит сногсшибательные модели черного цвета, похожие на те, что носил Марчелло Мастрояни). Золотая тусовочная молодежь может остановить свой выбор на экстравагантных оправах в стиле Тимми Маллета или рок-группы 'Flock of Seagulls'.
Дозволяется ли носить солнцезащитные очки внутри помещения? Судя по всему, да. В отделе моды 'Guardian' недавно появилась стажерка, которая носила солнцезащитные очки каждый день, и в солнечную, и в пасмурную погоду. Она послушно следовала правилам и снимала свои большие очки в белой оправе, когда работала за компьютером, но как только шла к кулеру, копировальному аппарату, в туалет - сразу же водружала их на нос. 'Над ней смеялись?', - просил я. 'Нет, что ты! - сказала начальник отдела Джесс-Картнер-Морли. - Мы все решили, что это - потрясающе!'