Падение коммунизма дало государствам бывшего советского блока шанс повернуться лицом к демократии, рыночной экономике и власти закона. Некоторые страны решительно порвали узы с коммунистическим прошлым, другие сделали это менее успешно, а некоторые потерпели катастрофическую неудачу.
До недавнего времени Молдова и Грузия были в последней категории. Их экономические и политические ошибки были в основном вызваны сепаратистскими движениями, активно поддерживаемыми Россией, целью которых является не позволить этим странам вырваться из 'сферы влияния' Кремля. Когда в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии вспыхнули кровавые конфликты, Россия превратила свое военное присутствие в 'миротворческие' силы как средство сохранения контроля над этими странами.
Давно существовали опасения, что эти так называемые 'замороженные' конфликты могут снова превратиться в горячие точки. Однако этого не произошло, и мы можем сегодня говорить о возможностях урегулирования, по мере того, как Грузия и Молдова начали делать большие шаги в сторону рыночной экономики и демократии. 'Политика европейского соседства' ЕС также помогла им в этом.
Отправной точкой для этих событий стала 'Революция роз' в Грузии три года назад. Находясь на грани превращения в несостоявшееся государство, Грузия сумела повернуться лицом к Западу. Успех 'цветных революций' в странах бывшего советского блока также подстегнул изменения в Молдове, где президент Владимир Воронин начал проведение реформ, направленных на сближение с ЕС. Эти изменения вызвали новые инициативы в Грузии и Молдове с целью восстановления своей территориальной целостности мирным путем.
Опыт Эстонии показывает, как Грузия и Молдова должны формировать свою политику в отношении России. Когда Эстония обрела независимость в 1991 году, Москва старалась представить Эстонию как государство с огромными экономическими проблемами, неподходящее для инвестиций. Эстония, действительно, была бедна, и ее основным экспортом был металлолом и древесина, но ее экономика начинала расти.
Россия поддерживала так называемые 'движения за создание автономий' на северо-востоке Эстонии, где большинство населения составляют этнические русские, обосновавшиеся здесь в советское время. Когда Эстония оказала сопротивление, Россия установила санкции и отрезала поставки газа. Те немногие виды эстонской продукции, которые экспортировались в Россию, были обложены высоким налогом, и Россия даже угрожала военным вмешательством.
Но Эстония проявила твердость. Российские санкции только помогли Эстонии перенаправить свою экономику на Запад. Тем временем, Западная Европа сделала все возможное для интеграции стран Прибалтики - Литвы, Латвии и Эстонии - стараясь при этом избежать конфликта с Россией. Договор о свободной торговле с ЕС 1994 года дал возможность эстонской продукции найти новые рынки, и Эстония в конечном счете стала одним их наиболее успешных посткоммунистических государств, вступив в ЕС и НАТО в 2004 году.
Когда Грузия обрела независимость в 1991 году, она не получила такой помощи от Западной Европы, как Эстония. Действительно, Грузия казалась менее привлекательным партнером, чем страны Прибалтики. 1990-е годы были отмечены переворотами, контрпереворотами и гражданскими войнами, в результате которых два региона - Абхазия и Южная Осетия - фактически отделились от нее при поддержке России.
Но страна сделала все возможное, чтобы загладить свое тяжелое прошлое. В результате Революции Роз экономика была реформирована, армия усилена, и к власти пришло молодое динамичное руководство, стремящееся вести страну вперед.
Единый 12% подоходный налог в Грузии - наверное, самый низкий в мире - способствовал росту национального бюджета. Правительство повысило пенсию и увеличило социальную поддержку населения. Уровень коррупции понижается, и началось проведение судебной реформы. Темпы роста экономики составили 8% в 2005 году и более 10% в 2006 году.
Грузия постаралась ослабить напряженность вокруг Абхазии и Южной Осетии, но Россия обвиняет Грузию в агрессии и этнических чистках. Ее главной целью в отношении Грузии является сдержать поддержку со стороны Запада и предотвратить примирение с сепаратистскими регионами.
Россия и Соединенные Штаты являются державами, играющими важную роль в судьбе Грузии. Европа должна показать, что она тоже может играть важную роль. Эстония продемонстрировала - во время обретения независимости и во время недавнего кризиса с переносом памятника советской эпохи - что при наличии решимости и твердой поддержки давлению России можно противостоять.
Европа должна понимать, что Грузии нужна не гуманитарная помощь, а торговля. Также, как договор о свободной торговле с Европой позволил Эстонии найти новые рынки, он может стать средством, с помощью которого грузины смогут сами помочь себе.
Грузия может не без оснований надеяться, что ей удастся добиться настоящей независимости, но что же можно сказать о Молдове - беднейшей стране в Европе, которой Россия угрожает больше, чем когда либо угрожала Эстонии или даже Грузии?
Неудачи с проведением реформ в Молдове частично являются результатом сепаратистских движений, пользующихся поддержкой России. Молдова стартовала не самым лучшим образом при обретении независимости, когда промышленный регион Приднестровья, населенный русско- и украиноязычным населением, провозгласил независимость, опасаясь, что большинство молдаван, будучи румынами по происхождению, желают более тесных связей с Румынией. За этим последовала гражданская война, и в 1992 году российские войска вошли в Приднестровье, где остаются по сегодняшний день. Независимость Приднестровья никогда не была признана ни Молдовой, ни международным сообществом. Говорят, что там царит коррупция и беззаконие.
У Молдовы сегодня много долгов, уровень безработицы в стране очень высок, а ее когда-то хорошо известная винодельческая промышленность находится в упадке. Россия иногда отрезает ей газ, и многие из ее четырех миллионного населения покинули страну.
Только Россия может решить эту проблему. Представители правительства Молдовы нанесли пять безуспешных визитов в Москву с просьбами к президенту Владимиру Путину найти решение проблемы и вывести российские войска. В отчаянии Воронин обратился за помощью к миссии ЕС по оказанию пограничной помощи, но для инициативы ЕС требуется сотрудничество России.
К сожалению, Запад, похоже, плохо осведомлен о ситуации в Молдове. В апреле, например, ЕС и США узнали о предложенном мирном соглашении только после утечки информации в Германии. Это соглашение было составлено в пользу России, поскольку Молдова признавала Приднестровье как законное образование. Если бы Россия переиграла Запад, этот прецедент имел бы тяжелые последствия для Грузии и других слабых постсоветских государств.
Март Лаар - бывший премьер-министр Эстонии и член национального парламента Эстонии.
Перевод с английского: Евгения Унанянц