Сегодня, после развала Советского Союза, продолжается раздел трофеев. Россия воспринимает это как угрозу для своего окружения и вынуждена концентрировать свою борьбу с США в направлении 'Украина - Южный Кавказ'. США же используют страх Польши и балтийских стран перед Россией. Москва - Германию...
Россия понимает, что, как и во времена 'холодной войны', она оказалась окружена Штатами. Поначалу Путин был вынужден мириться с фактом размещения американских солдат в Центральной Азии. Но сегодня Россия осознает, что подобная уступчивая политика не идет на пользу ее интересам. И вопрос, который, прежде всего, волнует Россию - явное расширение военного присутствия США в Черноморском бассейне. Кроме того, планы США разместить свою ПРО близ западных и восточных границ России стали важнейшей темой, к которой привлек внимание президент России Владимир Путин на пресс-конференции перед саммитом 'большой восьмерки'. Как заявил Путин, нельзя допустить практической реализации системы ПРО, поскольку эта система - часть стратегического ядерного потенциала США. И то, что впервые в истории на европейском континенте будет размещен элементы этого потенциала, стало тем обстоятельством, на которое хотел обратить внимание Путин. Ведь при помощи системы ПРО США смогут контролировать российскую территорию вплоть до Урала. И как понимает Россия, подобная ситуация нарушит стратегическое равновесие в мире. Представители США говорят, что 'холодная война' осталась позади. В реальности сегодня происходит процесс распределения 'трофеев', оставшихся после 'холодной войны'. Вслед за Восточной Европой сегодня в геополитической борьбе разыгрывается так называемый 'большой Черноморский район', начинающийся с Украины и охватывающий Южный Кавказ. И то, что воочию видно из этой борьбы - это непонимание США того, что Россия после поражения в 'холодной войне' быстро идет на поправку
Препятствие на пути к сближению с Европой
Россия убеждена в том, что США разрушает созданную после 'холодной войны' европейскую систему безопасности. Выступая против растущего военного присутствия Штатов в Восточной Европе (военные базы в Румынии и Болгарии, проект создания системы ПРО в Польше и Чехии), Россия заявляет, что находится в том положении, когда ей необходимо предпринимать ответные шаги для обеспечения своей собственной безопасности. Путин, выступая против размещения ПРО в Европе на прошедшей до саммита 'большой восьмерки' пресс-конференции, подчеркнул, что, прежде всего, Россия хочет донести миру свою точку зрения. Согласно этому, если Россия и развивает новое оружие и планирует направить свои ракеты на Европу, то причина этого кроется в действиях США. Поскольку для сохранения паритета в стратегическом ядерном сдерживании с США, России необходимо развивать собственную систему ПРО, на что у нее не хватит экономической мощи. Поэтому Россия в качестве 'асимметричного ответа' вынуждена развивать оружие, которое сможет преодолевать американскую противоракетную систему. Как заявил Путин, в этой ситуации в первую очередь пострадает Европа. Действия США способствуют не обеспечению безопасности Европы, а скорее навредят ей, и Европа просто останется ни с чем.
К саммиту 'восьмерки' Путин высказал более жесткую позицию, предположив, что вероятная цель США - разрушить отношения между Россией и Европой. В сущности, подобная позиция - отражение довольно распространенной в России идеи. Россия, стремившаяся к восприятию ее в качестве европейской силы большими странами Европы, и ныне хочет стать равным среди равных в Европе. Одно время в качестве варианта интеграции России и Европы обсуждалось создание союза между крупными странами Европы и Россией. . .
Но участие России в противоракетной защите Европы видится скорее как 'геополитическая мечта'. Идея союза России и крупных стран европейского континента - кошмарный сон не только для США, но одновременно и для многих стран Восточной Европы (включая Балтийские страны). Поэтому неслучайно то, что Польша и Прибалтийские страны создают многочисленные проблемы в отношениях ЕС-Россия. Среди этих стран, которые в свое время Россия и Германия разделили между собой, число тех, кому сегодняшние российско-немецкие энергетические отношения напоминают о договоре по разделу Польши между Сталиным и Гитлером, не такое уж маленькое. Эти страны понесли потери из-за своего разделения между Россией и Германией, а также и оккупации, и поэтому сегодня они на стороне антироссийской энергетической политики США. Кроме того, Германия и другие 'старые' европейские страны для того, что сохранить равновесие между ними и Россией, продолжают сотрудничество с США. ЕС же, чей механизм принятия решений был отягощен участием в нем 'новых' стран-членов Евросоюза, не разделяет эту позицию в отношениях между Россией и США, несмотря на все старания новопринятых государств.
Таким образом, несмотря на резкие высказывания Путина, взволновавшие европейские страны, в Европе нет единого видения по вопросу о создании на ее территории американской системы ПРО. Россия же предупредила, что перенаправит свои ракеты на Европу в ответ на растущее военное присутствие США в Европе. По словам Путина, принятые в ответ на действия США 'асимметричные меры' надо спрашивать не с России, а с США.
Словесная война
В сущности, недавние антиамериканские разговоры Путина являются важной частью асимметричных мер. Как бы то ни было, западные страны, привыкшие ругать Россию по вопросам демократии и прав человека, сегодня не могут спастись от жестких упреков Путина. В частности, он мастерски извлекает выгоду из ошибок США и может спокойно критиковать их в глобальном масштабе.
Путин, в последнее время привлекший внимание своими выпадами, сделал предложение в вопросе о системе ПРО, поставившее США в трудную ситуацию. Предложив вместо строящейся ПРО в Восточной Европе использовать радар в Азербайджане, Путин, тем самым, сделал опережающий ход
Путин, несмотря на критику со стороны стран 'большой восьмерки', а также антиглобалистов, в целом выглядит лидером, не поддерживающим глобализацию. Российские обозреватели даже отмечают употребление лексики, свойственной советскому периоду. Путин возродил такое забытое сегодня слово, как империализм. Принимая во внимание противоречивость продвижения Штатами демократии с ущемлением прав человека, неудивителен тот факт, что в американо-российской 'словесной войне' Россия начала брать верх. Путин весьма дерзко проводит внешнюю политику и выставляет своего оппонента в неприглядном свете не только своими заявлениями, но и реальными предложениями. Так, на последнем саммите 'восьмерки' его предложение по вопросу о ПРО полностью изменило ход американо-российской полемики вокруг ракет. Предложив США совместно использовать оставшуюся после Советского Союза и арендуемую сейчас Россией у Азербайджана Габалинскую РЛС, Путин тем самым поставил США шах, выражаясь шахматным языком. Причем этот ход был удачным настолько, что оставил безрезультатным всю кампанию американского правительства по убеждению Европы в необходимости ПРО и несговорчивости России в вопросе сотрудничества с США. К тому же, жесткая реакция России заставила Европу вспомнить о временах 'холодной войны' и привела к росту антироссийских настроений. Путин, ужесточивший высказанные ранее формулировки, перед проведением саммита 'большой восьмерки' усилил вероятность возникновения кризиса, который мог бы проявиться во время переговоров с Бушем как в ходе саммита, так и после его проведения.
Как было сказано выше, Путин, косвенно угрожая Европе, представил аргументы США комичными и жалкими. Согласно высказываниям Путина, эти инициативы являют собой ничто иное, как предложение об использовании российских ракет в качестве целей при проведении испытаний системы ПРО. На встрече лидеров 'большой восьмерки' Путин разрушил позиции США наиболее простым, но в то же время очень эффектным предложением, по-иному разложившим политические карты. Предложение, обнародованное после встречи Буша и Путина на саммите, касалось совместного использования Россией и США РЛС в Азербайджане. По сообщениям российских СМИ, Путин удивил мир, сделав Бушу 'предложение, от которого США будет трудно отказаться'. Сегодня перед американским президентом стоит трудная задача: 'не теряя своего лица' изящно ответить на выдвинутое ему предложение, что может серьезно осложнить ход дальнейших переговоров Буша с Польшей и с Чехией, которые занимают важное место в продвижении ПРО.
Быть на шаг впереди
Еще за день до переговоров с Бушем Путин сообщил о своей встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, который горячо поддержал инициативу совместного российско-американского использования Габалинской РЛС. Вслед за заявлением Путина официальную точку зрения Азербайджана высказал министр иностранных дел страны, который подтвердил готовность Азербайджана к переговорам с США и Россией. В своем выступлении он напомнил также о заявлении министра иностранных дел России по данному вопросу, сделанное в мае в Баку.
Согласно российским источникам, Габалинская РЛС позволяет контролировать обстановку на расстоянии порядка 6000 км от места своего расположения, охватывая Азию, Африку и Индийский океан. Станция является частью российской системы обнаружения ракет и способна передавать данные о вероятных пусках стратегических и тактических ракет. Кроме того, радар не может просматривать российскую территорию. Судя по некоторым российским источникам, Габалинская РЛС - самая современная и лучшая из когда-либо использованных Россией и США. Но, по словам представителей Агентства противоракетной обороны США, радары диапазона частот Х, которые использует США, намного совершеннее. К тому же, для сопровождения противоракет до цели необходимо использовать радары диапазона частот Х, а не радар типа 'Дарьял' в Габале.
И это не единственное слабое место в предложении Путина. Ведь оно предполагает, что любые испытания баллистических ракет на территории Ирана или другой страны будет сразу зафиксированы Россией и США, однако сопровождения противоракет до своих целей не будет. По словам Путина, для создания баллистических ракет необходимо как минимум 3-5 лет, что вполне достаточно для создания противоракетной системы. Тем самым Путин опроверг необходимость создания сегодня противоракет. А это означает, что, в сущности, нет необходимости в таких превентивных мерах, как создание системы ПРО. На данном этапе достаточно лишь использовать 'мирный' радар. Таким образом, Путин укрепляет позиции противников системы ПРО как внутри США, так и за их пределами. А, как известно, у Буша намечаются проблемы по финансированию системы ПРО.
Стратегический диалог
В результате двусторонних переговоров Россия и США решили провести 'стратегический диалог' по проблеме ПРО с участием военных экспертов и дипломатов. Таким образом, Путин уже достиг своей цели. Согласно нашему мнению, ближайшей целью России, пытающейся обострить обстановку, было проведение реальных конструктивных переговоров с участием специалистов. И как бы ни старалась американская сторона выгодно для себя повернуть предложение Путина, Россия успешно продвинулась в критике односторонности США и их привычке привнесения 'уже готовых решений'. Это предложение по всем параметрам - попытка России быть на шаг впереди, которая нашла оригинальное решение на одностороннее заявление США 'мы строим систему ПРО в Восточной Европе против угрозы со стороны Ирана'. Таким образом, Россия, оценивающая ПРО как угрозу собственной безопасности, решила все проблемы, предложив совместно использовать РЛС.
Кроме того, теперь нет необходимости размещать у границ с Европой российские ракеты, а у США - ракеты в космосе. И здесь, Путин, конечно же, ослабил позиции США по вопросам системы ПРО и милитаризации в космосе. Поскольку, отказавшись от этой идеи, США де-факто признают, что система ПРО, которую планируется построить, предназначена не против Ирана, а против России. В этом же случае мы можем считать Путина специалистом в построении отношений с самым успешным и хитрым народом наших дней. Возможность реализации данного предложения низка, но сила пропаганды выглядит довольно убедительной.
Анар Сомунджуоглу, Национальный центр исследования стратегий безопасности Отдел изучения России и Украины
Перевел Вадим Абдуллаев
_________________________________
Бжезинский: Новой 'холодной войны' можно избежать ("Time", США)
США и Россия. Место встречи изменить нельзя ("Washington ProFile", США)