Ничего удивительного, что Россия подняла шум. И что Германия негодует, тоже понятно. Однако отчего так рьяно Народный союз подхватил эти истерические вопли - вот вопрос.
Все дело в юбилейных торжествах Рейна Ланга, прошедших на минувшей неделе в Тарту в ресторане Püssirohukelder, где был показан репертуарный моноспектакль театра 'Ванемуйне' 'Адольф'. Спектакль - о последних часах жизни германского фюрера Адольфа Гитлера.
Российские СМИ тут же вновь принялись обвинять Эстонию в нацистских пристрастиях. По утверждению бывшего президента Европарламента социал-демократа Клауса Ханца, после подобной вечеринки в большинстве стран Европы Ланг уже не смог бы продолжать занимать пост министра. Этому подпевает и Народный союз, который, указав на противоречие поведения Ланга европейским обычаям и нормам, потребовал его отставки.
Прежде чем присоединиться к этому хору, давайте все-таки обратимся к сути самого дела.
Когда 'Адольф' драматурга и актера Пипа Уттона в конце минувшего века был представлен на сцене Эдинбургского театрального фестиваля, он тут же стал его главным сюрпризом.
Общественно-правовое вещание Великобритании в лице глубокоуважаемого ВВС рекомендовало посмотреть 'Адольфа'. Дело в том, что 'Адольф' Уттона имеет яркую антирасистскую направленность, осуждает нетерпимость и одновременно, по мнению The British Theatre Guide, свидетельствует о том, что 'Гитлер живет и здравствует, продолжая пребывать среди нас'.
Удосужился ли хоть кто-нибудь из крикунов с государственного телеканала 'Россия' или же из числа активистов Народного союза прежде, чем кидаться в атаку, убедиться в том, что Пип Уттон получил в 1997 году за роль Адольфа Гитлера премию Эдинбургского фестиваля как лучший актер?
Шумиха вокруг празднования юбилея Ланга свидетельствует о том, что фобии в отношении Гитлера и нацизма в склонном ко всевозможным фобиям современном мире достигли такого накала, что даже антифашистская театральная постановка становится поводом для обвинений в потворстве нацизму.
В этом отношении 'Адольф' весьма поучителен. Особенно для тех, кто нападает на Ланга и не скупится на обвинения. Если же вновь обратиться к The British Theatre Guide, то выяснится, что 'Адольф' в конечном счете ставит зрителей пьесы в такую ситуацию, когда они приходят к пониманию того, что их провели с этой постановкой точно так же, как в свое время Гитлер провел народ Германии в 1930-х годах.
Странно, если бы это не было так печально, что немецкий политик столь высокого ранга и Народный союз позволяют так же легко обвести себя вокруг пальца и превращаются в объект манипуляций пропагандистской машины России.
Прийт Пуллеритс - старший редактор
___________________________________________
Эстония: рука Москвы ("L'Express", Франция)
Почему Эстония стала козлом отпущения для России? ("Вести Недели День за Днем", Эстония)