Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Покупаю! Особенно, если это русское

Российский рынок искусства. Торговля предметами искусства в России процветает. Коллекционеры активно скупают шедевры, в особенности, созданные своими соотечественниками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Забудь о бриллиантах, купи мне художественную галерею'. Неужели московские красотки и правда говорят это своим богатым покровителям? Вполне вероятно, учитывая нынешние настроения в российской столице. У себя в стране, на венецианской Биеннале, в галереях и аукционных домах Лондона и Нью-Йорка москвичи страдают от художественной мании и наслаждаются ей

From The Economist print edition

'Забудь о бриллиантах, купи мне художественную галерею'. Неужели московские красотки и правда говорят это своим богатым покровителям? Вполне вероятно, учитывая нынешние настроения в российской столице. У себя в стране, на венецианской Биеннале, в галереях и аукционных домах Лондона и Нью-Йорка москвичи страдают от художественной мании и наслаждаются ей.

Бывший московский винзавод был превращен в комплекс галерей, студий, залов для представлений, баров и кафе. Только в мае в городе состоялась ярмарка современного искусства, в рамках которой прошло более 60 выставок. За ней последовал четвертый Московский Международный салон изящных искусств, который посетило более 50 000 человек. Среди его участников были крупнейшие международные компании, торгующие предметами искусства, антиквариатом и ювелирными изделиями. На той же неделе открылось два частных музея.

Иностранным дилерам нелегко понять бурлящий российский рынок. Жадно скупая предметы искусства, русские проявляют осторожность, граничащую с секретностью. Одной из причин может быть 18-процентный НДС и закон, требующий указывать фамилии на чеках. Это отражается на том, как люди ведут бизнес, но не препятствует им щедро тратить деньги без тени пуританской вины.

Совсем наоборот. В Москве тратить - это хорошо. Тратить много - еще лучше. Улицы забиты 'Мерседесами' и 'Хаммерами' (черными с тонированными стеклами). Хотя четверть населения России живет за чертой бедности, нувориши ходят по магазинам с кошельками, туго набитыми рублями.

Однако рынком искусства движут не только деньги: большую роль играет и национальная гордость. В июне, на лондонском салоне искусств Grosvenor House русские с энтузиазмом раскупали Фаберже (три года назад промышленник и коллекционер Виктор Вексельберг купил коллекцию яиц Фаберже, как утверждается, за 120 млн. долларов). Примерно 80 процентов покупателей на специализированных русских аукционах в Лондоне и Нью-Йорке - выходцы из бывшего Советского Союза. В числе многих московских коллекционеров, восстанавливающих связь с прошлым, - Ивета и Тамаз Манашеровы, создающие впечатляющую коллекцию работ российских художников 1960-х годов.

Для иностранца посещение экспозиции искусства XX века в Третьяковской галерее, открытой в 1998 г. - это краткий курс истории современного российского искусства. Начало экспозиции - работы таких художников, как Шагал, Кандинский, Сутин и Гончарова. В первые два десятилетия XX века русский авангард с его районизмом, конструктивизмом и супрематизмом был смелой, изобретательной силой в международном искусстве. Потом настали тридцатые, когда вне закона было объявлено все, кроме социалистического реализма, и были созданы тысячи портретов Сталина и картин с изображением румяных крестьян. В русском искусстве началась стагнация. Судьба многих художников была еще хуже.

Теперь россияне стремятся наверстать упущенное. Для светских львов, знаменитостей и миллиардеров посещение Венеции в июне было обязательным: ценители искусства собрались на предпросмотр нынешней Биеннале. Как говорит Федор Павлов-Андреевич, глава частного фонда Marka:ff, занимающегося продвижением современного русского искусства, это была 'русская биеннале'. Многие посетители из России оказались новичками и даже не знали, что Биеннале - это выставка, а не ярмарка. Но довольно скоро они узнали, что работы можно зарезервировать для последующей покупки: так русская американка Жанна Буллок (Janna Bullock), магнат в области недвижимости, положила глаз на три картины Трейси Эмин (Tracey Emin).

На приеме, устроенном в Лондоне аукционным домом Christie's в июне накануне торгов предметами русского искусства выступал ансамбль балалаечников в народных костюмах. Присутствовавшие при этом россияне, вероятно, почувствовали, что их слишком опекают и переместились в другой зал. Покупая работы своих соотечественников или иностранцев, русские проявляют готовность вновь стать частью мира искусства. Готовность? Скорее, решимость!

____________________________________

Для российских поклонников современного искусства самым ценным в этой выставке может оказаться место ее проведения ("The Washington Post", США)

Искусство ради Путина ("The Wall Street Journal", США)